Давление газом: Украина берет пример с Кремля

 

 

 

Клюев рассказал, что на переговорах с представителями российского правительства планирует обсудить проекты 11 документов. И по традиции главной темой обсуждения станет газ. Наша делегация в очередной раз попытается договориться с россиянами о снижении цены на голубое топливо.

 

Впервые о необходимости переговоров по снижению цены на газ заговорил премьер-министр Николай Азаров. Причиной тому он назвал кабальные газовые контракты, подписанные тогдашним премьером Юлией Тимошенко и главой правительства России Владимиром Путиным. 

 

Российский премьер, узнав о планах Азарова, поспешил заявить, что понижать цену уже некуда. Ведь после подписания «Харьковских соглашений» по базированию Черноморского флота РФ в Крыму, была отменена экспортная пошли на газ — а это 100 долларов с 1 тысячи кубометров. В то же время, от переговоров с Украиной российское руководство не отказалось. По мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности (Россия) Константина Симонова, снижение цены на газ возможно только при передаче украинской газотранспортной системы под контроль ОАО «Газпром». 

 

Бывший уполномоченный президента Виктора Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский отметил, что Россия согласилась на эти переговоры только потому, что на них будет обсуждаться вопрос сдачи ряда предприятий и отраслей, в первую очередь ГТС и НАК «Нафтогаз Украины».   

 

Соколовский добавил, что шансы снизить цену на газ есть, но они слишком малы. Нынешнее правительство, в отличии от своих предшественников, признало несоответствие действующих газовых контрактов Соглашению между Украиной и Россией о сотрудничестве от 1997 года. Этот документ, в частности, предусматривает недопущение дискриминации в экономическом сотрудничестве. У правительства остался только один по-настоящему реальный шанс снизить цену на газ — это заключение новых газовых контрактов с приемлемой ценой.

 

В этой бесконечной газовой полемике с российской стороны звучали предложения снизить цену на газ для украинских потребителей до той суммы, которую платят в России. Конечно же, это предложение не безвозмездно.

 

По словам Соколовского, такой шаг бесперспективен.

 

«На какое-то короткое время как приманка, как наживка это может быть. Но в России сейчас есть такая линия — привести цены к экономически обоснованным рыночным. И через несколько лет в России цены будут европейскими. Тогда это же ждет и Украину, если мы проглотим эту приманку», — сказал эксперт, добавив, что каждый квартал в России цена на газ для населения растет на 6-7% и дойдет до среднеевропейской через 3-4 года.

 

«А при этот мы потеряем то, что не имеем права терять, потому что если Россия возьмет под контроль ГТС, она возьмет под контроль и экономику и всех граждан, кто пользуется газом. Ну, а это неоправданная сдача», — подчеркнул Соколовский.

 

Кроме того, формула, избранная в 2009 году при расчете цены на газ абсолютно неприемлема для Украины, поскольку некоторые ее параметры просто не относятся к нашей стране. В частности, речь идет о газоле, цена которого учтена в формуле, однако Украина его не использует.

 

По мнению эксперта, Украина не должна забывать об альтернативных энергоресурсах, таких например, как уголь. 

 

И помимо прочего, Украина по решению суда должна вернуть компании «РосУкрЭнерго», 50% которой принадлежит «Газпрому», 12,1 млрд кубометров газа по решению Стокгольмского арбитража и окружного админсуда Киева. Как отметил Соколовский, российский монополист не отступится от своих претензий и решение суда будет выполнено.

 

На этот раз газовый вопрос поставил украинскую власть в настоящий тупик. Президент и премьер вынуждены решать три противоречащие друг другу проблемы. Первое, украинской экономике жизненно необходим дешевый газ. Второе, Россия требует в обмен на дешевый газ стратегические для нас НАК «Нафтогаз» и газотранспортную систему, которые необходимы нашей экономике как собственность Украины. И третье, нынешняя власть пытается дружить с Россией, а Кремль не умеет на равных дружить с более слабыми государствами, экономика которых ранее находилась под влиянием когда-то могущественной империи.  

Мария Чиренко

440