Двадцатка являет собой формат международных совещаний министров финансов и глав центробанков 19 крупнейших национальных экономик и Европейского союза в лице представителя страны, председательствующей в ЕС.
Сегодня, на группу «двадцати» приходится 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли и две третьих населения мира. ЕЕ считают самым мощным форматом сотрудничества.
Но, не смотря на эти масштабы, в мире неоднозначно оценивают эффективность работы группы.
В Министерстве иностранных дел России, которая входит в G-20, считают, что предстоящий саммит в Сеуле станет проверкой эффективности группы. «Двадцатка», по мнению президента России Дмитрий Медведева, должна достичь окончательного результата в своих действиях по реформированию мировой финансовой системы.
Бывший верховный представитель ЕС по внешней политики и политике безопасности, экс-генсек НАТО Хавьер Солана считает, что работа «Двадцатки» может стать действительно эффективной, если усилится глобальное руководство группой, которая сохранит необходимую многовекторность. Иначе группа станет двусторонней, где ее члены будут заниматься решением своих экономических и геополитических вопросов. По его мнению, также недопустимо проведение саммита «Двадцатки» сразу после встречи «Большой восьмерки», как это было в июне в Торонто. Такая последовательность «служит продолжению существования отдельных клубов, что недопустимо».
«Мир остаётся в очень деликатной переходной фазе, и пока не ясно, в каком направлении склонится G-20. Основная задача сейчас – это продолжать использовать «геометрию Двадцатки», чтобы построить инструменты морового управления…Пока страны развиваются с разными скоростями, глобальная стратегия должна оставаться приоритетом», — цитирует Солану project-syndicate.org.
Испанское отделение международной ассоциации по налогообложению финансовых операций для помощи гражданам ATTAC более критично настроена к ситуации, которая сложилась в «Двадцатке». Эксперты также замечают разделение внутри группы.
«Интересы входящих в состав группы (20) государств не просто откровенно разнятся, но и бывают противоположными: это яростные соперники на мировом торговом и финансовых рынках», — сказано в отчете АТТАС, опубликованного в испанском издании Rebelion и переведенного ИноСМИ.ru.
Однако решения, принятые на саммитах «Двадцатки» редко оставались только на бумаге. Так, в разгар мирового финансового кризиса группа разработала меры, облегчающие влияние на страны глобальной рецессии. В частности, было принято и реализовано решение о сокращении дефицита бюджета и государственного долга стран группы.
Итак, «Большая двадцатка» оказалась на распутье. Если ничего не изменить, то группа развалится и ее участники «перегрызутся» между собой как это часто бывает. Но если внутренняя политика группы будет правильной, то у «Двадцатки» есть все шансы превратиться в гиганта не только, экономического, но и политического.
Мария Чиренко
534