В войне валют победителей не будет

Пока европейские лидеры наперебой отчитывались в успехах на полях антикризисных сражений, как-то незаметно подкралась вторая волна неприятностей. Не успел глава МВФ Стросс-Кан похвалить Грецию за героическое преодоление экономических трудностей в виде сокращения дефицита бюджета путем жесткой экономии, как оттуда, из Греции, ему передали сердечный привет, сначала намекнув, а потом и откровенно заявив, что хорошо бы продлить срок погашения кредита – тех самых 110 млрд. евро на спасение выданных по ставке, значительно ниже рыночной. То есть, за спасение спасибо, конечно, но отдавать нечем.

 

Ситуация интересная: как тут не согласишься, если знаешь, что все равно не отдадут? Только лицо терять. Правда, взамен греки пообещали, что им не потребуются кредиты в 2013 году, но кого они хотят обмануть? Все прекрасно помнят, как весной правительство Греции всех убеждало, что никакая финансовая помощь стране не требуется. К тому же ни для кого не секрет, что Греция – это первый звоночек. Она традиционно выступает соло, а потом к ней присоединяется хор Испании, Португалии, Ирландии – а на подходе еще и Италия, — которым, всем вместе, в ближайшие три года нужно где-то найти около 2 трлн. евро для решения своих проблем. Сами они таких денег, естественно, не найдут и очень рассчитывают в этом вопросе на Германию и Францию, у которых, в свою очередь, тоже нет 2 триллионов, а если бы и были, то с какой стати они стали бы отдавать их кому бы то ни было?

 

Весной, когда эпопея по спасению немалой части Евросоюза только начиналась, именно огромные долги Греции послужили причиной серьезных разногласий между Германией и Францией: Германия не хотела никого спасать за свой счет, а французские банки купили слишком много греческих облигаций и не хотели потерять свои вложения, и дело тогда доходило до не совсем парламентских выражений в адрес друг друга. Германия уступила под давлением ЕС и МВФ, но с тех пор ситуация изменилась и отнюдь не в лучшую сторону.

 

Греция продолжает тонуть. Евростат собирается пересмотреть дефицит греческого бюджета с 13,8% до 15,5% ВВП, а долг со 115,1% до 120% ВВП. Это происходит из-за манипуляций правительства со статистикой, что автоматически приведет к пересмотру отношений Греции с кредиторами в лице ЕС и МВФ и серьезному ужесточению мер по сокращению государственных расходов, и вызовет ухудшение социально-политической обстановки в стране. Не лучше обстоят дела и в других проблемных странах: Ирландия безуспешно пытается спасти свою банковскую систему, закачивая в нее миллиарды евро, Испания не знает, что делать с «ядовитыми» активами и безработицей и Италии с ее долгом более 100% ВВП.

 

Как и следовало ожидать, разногласия между ведущими странами ЕС, утихшие было на фоне приличной статистики, вспыхнули вновь, когда показатели стали падать. Ничего нового: председатель ЕЦБ Трише, который считает, что программу покупки бондов вышеупомянутых стран следует продолжать, опять разошелся во мнениях с членом совета управляющих Акселем Вебером, который придерживается прямо противоположного мнения. Вебер, кроме всего прочего, выступает за повышение процентных ставок, с чем Трише тоже не согласен. В общем, вспыхнул старый конфликт, который был неизбежен просто в силу разности экономик стран ЕС и никакие призывы решать проблемы Союза сообща тут не помогут, потому что решать разные проблемы одинаковыми методами невозможно. Евро на Forex пошло вниз, что, кроме разногласий между политиками, было обеспечено вполне объективными плохими показателями экономики.

 

Собственно, рост евро был обусловлен в основном разговорами представителей ФРС во главе с Бернанке о новом количественном смягчении, действиями ЕЦБ, который изымал из экономики ликвидность и действиями Китая, который скупал европейские активы до недавнего времени. И, как бы не хвалилась Германия ростом производства и не планировали немецкие экспортеры рост доходов в 2011 году, но у Китая, который является основным покупателем немецкой продукции и положение в экономике которого ухудшается, немного другие планы на будущее: ЦБ Поднебесной принял решение о повышении ставки рефинансирования до 2,5%, а заодно и об увеличении ставок по годовым депозитам и кредитам на 25 базисных пунктов, что означает снижение притока импорта в страну, от чего пострадает не только Германия, но и другие экспортеры. Китайцев серьезно беспокоит рост инфляции и сокращение профицита торгового баланса.

 

В такой обстановке спасение проблемных стран ЕС за свой счет становится не просто обременительным, а совершенно нереальным делом, особенно, принимая во внимание проходящие во Франции забастовки и демонстрации протеста, которые буквально парализовали страну и совершенно точно не идут на пользу экономике. Правительство Германии тоже переживает далеко не пик популярности в своей стране и в этой ситуации канцлер ФРГ и президент Франции договорились о введении санкций по отношению к странам еврозоны с высоким уровнем долга вплоть до процедуры банкротства отдельных государств! Правда, санкции будут следовать не автоматически, после голосования стран еврозоны и работать этот механизм будет, начиная с 2013 года, но этот шаг свидетельствует о том, что должники могут больше не рассчитывать на выживание за счет чужого кошелька и, соответственно, будущее ЕС в его нынешнем виде становится все более эфемерным. Как и его валюта.

 

А в это время в США… Там тоже все не просто. Заявленное смягчение рынки уже отыграли и выросли, но тут обозначились противоречия внутри ФРС: мнения разделились примерно пополам. У США очень непростые отношения с Китаем! То есть понимаете? Китай продает свои товары и взамен получает зеленые американские доллары, но их же надо куда-то вкладывать! А вкладывать можно только в американские, либо европейские бумаги. То есть, картина у нас такая: вся выручка в долларах за неимением места приложения вкладывается в американские государственные облигации. То есть, налицо симбиоз – Китай продает товары в США, а выручку вкладывает в американские же бумаги, финансируя их долг. А дальше получается интересная картина!

Вот США говорят: надо бы ревальвировать юань процентов на 20—40. Замечательно! Рентабельность китайской экономики процентов 5. Стало быть, такой ревальвацией мы экономику Китая рушим, но кто тогда будет нас содержать? Кто будет обеспечивать наш долг?

 

Поэтому война с Китаем зашла в тупик, что и подтвердил министр финансов США Тимоти Гайтнер, глубокомысленно заявив, что США, как никто, стоят на страже существующего строя и им нужен сильный доллар. Это он сказал в Китае! Что ж, ему не привыкать. Работа такая.

 

Теперь давайте смотреть, что приобретают США в войне валют. С Китаем воевать себе дороже, но, смотрите: Китай вдруг потерял интерес к европейским активам и вновь перекинулся в активы американские: «treasures», казначейки – таким образом, финансируя долг США. Думаете, американцы не знают, что руша экономику Китая, они обеспечивают себе благополучное отбытие в небытие? Оно им надо? Я тоже так думаю.

 

Вот все эти маневры с валютой – это не более, чем попытка выживания. Смотрите: даже в ФРС по этому поводу начались разногласия. Проблема в том, что своими намеками Бернанке уже «зарядил» рынки на рост. Прибыль уже рассчитана исходя из новой порции денег. Но тут…

 

Ага! Понимаете, рост финансовых и товарных рынков производство и конечный спрос убивает. Просто делая издержки непереносимыми. Другими словами, денежная эмиссия, что и подразумевает количественное смягчение, заявленное ФРС, обеспечит рост цен на биржевые товары в то время, когда спрос падает, что ведет к банкротству компаний реального сектора экономики.

 

А с другой стороны отказ от эмиссии обеспечит падение рынков, которые уже заложили свои ожидания в прибыль. Издержки вынудят компании сокращать персонал, что повлечет за собой рост количества безработных.

 

Именно такие соображения и раскололи ФРС на две, пока неравноценных части. То есть они понимают, что любое их действие ведет к катастрофе, но не хотят брать ответственность на себя. А выбирать им не из чего.

В этой ситуации устраивать «гонку девальваций» по меньшей мере, опрометчиво, но и выхода нет. Поэтому, даже не смотря на временное затишье, «война девальваций» неизбежна. Просто из инстинкта самосохранения.

 

Нам, конечно, от этого хорошо не будет, но можно и погадать…

 

Олег Аверкиев

418