Business New Europe: Путинизация Украины

Предлагаю вашему вниманию рассказ: «Новый президент стремительно сосредоточивает власть в руках исполнительных органов, проводит ее централизацию и сворачивает демократические реформы. Одновременно из коридоров власти изгоняются олигархи, распоряжавшиеся в стране на протяжении нескольких лет за счет того, что заполонили практически все парламентские органы. Они ведут организованное отступление, опасаясь утратить контроль над своими империями. Кое-кто уже потерял все. 

 

Новая администрация предпринимает ряд радикальных шагов, чтобы поднять экономику с колен, и экономика начинает подавать первые признаки жизни после кризиса двухлетней давности. Первый вопрос, который решает администрация, это налоговая реформа и крупномасштабная программа реформирования. Она включает в себя ряд невиданных прежде либеральных реформ, которые обещаны на будущий год. Если президенту удастся осуществить хотя бы половину из того, что было обещано, в экономике должен наступить бурный подъем». 

 

Это рассказ о первых шести месяцах правления украинского президента Виктора Януковича. Но дело в том, что это также рассказ о первом годе правления Владимира Путина, ставшего президентом России в 2000 году. Сходятся все детали – сроки, состояние унаследованной экономики, и даже избрание в качестве первой цели реформирования системы налогообложения. 

 

Конечно, есть и некоторые отличия. Янукович еще не отправил в изгнание ни одного из олигархов. Пока его действия по концентрации в своих руках власти не столь вопиющи, как решение Путина сделать беззубой верхнюю палату парламента. Резкое повышение цен на газ это тоже аномалия, которая уже нанесла мощный удар по популярности президента. Что более важно, у Украины мало собственной нефти, в то время как в России ее много, и именно за счет нефтяного экспорта в 2000 году произошло 10-процентное увеличение российского ВВП, когда цены после резкого падения начали восстанавливаться. Но на Украине есть металлургическая промышленность, которая может принести достаточно прибыли, чтобы за счет этих средств осуществить более скромный набор реформ. И все-таки, по сути дела Янукович пытается осуществить «путинизацию» Украины. 

 

Два лица 

 

Россия серьезно заболела шизофренией после того, как Путин стал президентом. У нее появились два Путина: «Путин политический» (плохой), который задушил гражданское общество прямо в колыбели; и «Путин экономический» (хороший), который открыл десятилетие экономического бума. 

 

Янукович тоже стал похож на двуликого Януса, этакого Джекила и Хайда. Он по настоянию МВФ резко повысил газовые тарифы, но одновременно добился возврата к конституции 1996 года, вернув себе всю реальную власть. 

 

То же самое происходит и с олигархами. Хорошо известно, как Путин в июле 2001 года собрал их вместе на знаменитой «встрече олигархов» и сказал: «Оставьте себе то, что у вас уже есть, но больше не воруйте». На той встрече на стол бросили, фигурально выражаясь, два трупа – Бориса Березовского и Владимира Гусинского, которые бежали за границу, чтобы уже никогда не появляться в России. 

 

Точно так же и Янукович выступил против самого богатого человека Украины Рината Ахметова, которого многие считают главным спонсором нынешнего президента, предоставившим средства для его возвращения во власть. Согласно данным источников BNE, Ахметова изолировали. Он остается в Раде и возглавляет сильную парламентскую фракцию, но больше не имеет доступа к Януковичу. А тот пытается стравить между собой соперничающих олигархов, отстаивающих собственные интересы, чтобы самому встать над общей сварой в качестве главного арбитра (этому он мог научиться у Бориса Ельцина, но не у Путина). 

 

Власть олигархов это, пожалуй, главное отличие России образца 2000 года от сегодняшней Украины. В России олигархи покупали депутатов Госдумы, финансируя их избирательные кампании и выплачивая им крупные взятки; на Украине олигархи сами являются депутатами Рады, поэтому изгнать их намного сложнее. 

 

Похоже, Януковичу уже в декабре предстоит первая серьезная схватка с олигархом. Кажется, что Ахметов движется к выходу и его силы на исходе. Но скоро состоится долгожданная приватизация государственной монополии стационарной телефонной связи «Укртелеком», и правила ее проведения, похоже, составлены таким образом, чтобы отрезать всех возможных претендентов, кроме российской «Системы» и ахметовской «Систем Кэпитал Менеджмент». Что, Янукович откупается от Ахметова, позволяя ему еще раз откусить от сочного яблока? Или (это более вероятно) у Ахметова пока достаточно сил и влияния, чтобы добиться проведения аукциона за право владения государственным контрольным пакетом на таких условиях, которые выгодны его компании? Если правильно второе предположение, то как намерен поступить в этих условиях Янукович – ведь подтасованный тендер обойдется бюджету страны в миллиарды долларов неполученных доходов? 

 

Благо или зло? 

 

Что такое «путинизация» Украины – благо или зло? Все зависит от того, на каких позициях вы стоите. Для инвесторов это благая весть, поскольку Путин обеспечил десятикратное увеличение едва ли не во всем: в доходах, в объеме экономики, в капитализации фондового рынка, в валютных резервах, в темпах роста. И давайте честно признаем: немного стабильности Украине не помешает. 

 

Для народа и «демократии» «путинизация» это определенно плохо. Преимущество Украины перед Россией состоит в том, что она с самого начала имеет репутацию демократической страны, чего у России не было никогда. Правда, у самого Януковича репутация хуже путинской на момент прихода бывшего российского президента к власти (просто потому что никто на тот момент не знал, кто такой Путин). 

 

Януковичу будет гораздо сложнее установить свой контроль над политикой, поскольку Украина действительно более демократическая страна, в том смысле, что по причине «оранжевой революции» произошла радикализация населения, и теперь оно думает о политике больше, чем россияне. Более того, «оранжевая революция» проводилась, по сути дела, против Януковича, который в то время был премьер-министром у бывшего президента Леонида Кучмы. А это говорит о том, что  Янукович не сможет зайти столь же далеко, сколь и Путин, не вызвав при этом протесты среди населения. Возможно, именно по этой причине власти объявили в октябре о возбуждении уголовного дела по обвинению в коррупции против администрации бывшего премьер-министра (а теперь лидера оппозиции) Юлии Тимошенко – ведь это она, а не олигархи самая сильная головная боль Януковича. 

 

На самом деле, пусть план и одинаков, но характер его реализации будет очень сильно различаться. По словам инвесторов, в попытке «путинизации» Украины есть свои плюсы и минусы. Отрицательный момент заключается в том, что Янукович не столь искусный политический игрок, как Путин. По данным киевских источников BNE, есть опасения, что Янукович не ограничится манипуляциями с судебными делами, дабы поставить на место наглых олигархов, и может прибегнуть к более прямым методам, в том числе, против народа. 

 

Положительный момент состоит в том, что заместитель премьер-министра Сергей Тигипко, который отвечает за проведение реформ, производит гораздо большее впечатление, нежели Герман Греф. Это министр, отвечавший за путинскую программу реформ. В отличие от Грефа, Тигипко настоящий политик, имеющий собственную электоральную базу с 15 процентами голосов. У него есть и политический вес, чтобы проталкивать свои идеи, и влияние, чтобы защищать эти идеи от их выхолащивания заинтересованными группами в окружении президента. Тигипко недавно произнес несколько речей, в которых пообещал «взять пример с Грузии» в украинской экономике. Если он сделает хотя бы половину из обещанного, Украина быстро преобразится. 

 

Противоречий существует много, но возможно, это идеальный компромисс. Путинская стабильность принесла России массу преимуществ и выгод, но его самоуверенная власть над всем и вся начинает сегодня создавать проблемы. Возможно, пределы власти Януковича дадут место таким людям как Тигипко, чтобы они показали, в чем реальная разница. Не исключено, что необходимость прислушиваться к другим людям в процессе сохранения политического равновесия власти приведет в итоге к настоящим дебатам, которые дадут настоящие результаты.

346