ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ «ДЕЛО»: Международный аудит деятельности правительства Юлии Тимошенко обошелся государству более чем в $10 млн. Эти деньги украинское правительство заплатило иностранцам за работу, которая была проделана до них
Эти деньги Украина могла не платить, ведь обнародованные факты были ранее опубликованы правоохранительными органами.
От $1000 до $1500 в час зарабатывали иностранные юристы, которые проводили аудит финансово-экономической деятельности правительства Юлии Тимошенко. Такие расценки на услуги именитых американских юристов назвали опрошенные «ДЕЛОМ» украинские эксперты.
Как рассказал бывший замминистра юстиции Евгений Корнийчук, который курировал вопросы представительства Украины в международных судах, фирма Akin Gump Strauss Hauer & Feld Маrk, участвовавшая в аудите, входит в десятку ведущих юркомпаний в США. Это автоматически означает максимально высокий тариф на услуги ее специалистов — до 1500$ в час.
Народный депутат Сергей Власенко, который в прошлом был партнером юридической фирмы «Магистр и партнеры», подтверждает, что размер гонорара иностранных юристов, чьи имена звучали в связи с проведением скандального аудита, может составлять $1000 и выше.
Учитывая сроки и работу, которую выполняла иностранная команда, состоящая из представителей трех компаний, ее общее вознаграждение составило не менее $10 млн.
Вместе с тем, независимо от размера суммы, заплаченной известным юристам, можно утверждать, что украинское правительство платило иностранцам за работу, которая до них уже была проделана. Некоторые из эпизодов, указанные в результатах аудита, были известны давно (до заключения контракта об аудите с иностранными фирмами). Факты, обнародованные нанятыми юристами, еще с начала 2010 года находятся на рассмотрении украинских судов. И вся информация, указывающая на преступный характер действий отдельных чиновников, была детально описана и находилась в открытом доступе.
Как указано в отчете компаний-аудиторов Akin Gump Strauss Hauer & Feld Маrk, Kroll, Inc. и Trout Cacheris, PLLC, их работа в Украине длилась с 18 мая по 15 сентября 2010 года. Это означает, что нанятые правительством Азарова эксперты занимались анализом деятельности Кабмина Тимошенко 86 рабочих дней. При восьмичасовом графике каждый из нанятых юристов за время работы в Украине заработал от $0,7 до 1 млн. (при тарифе $1-1,5 тыс.). Вместе с тем следует отметить, что время работы юристов не нормируется, соответственно, время работы могло быть больше, а размер заработка — выше.
Откуда взялись $10 млн
Точное количество представителей трех иностранных фирм-аудиторов, работавших в Украине, неизвестно. Можно лишь утверждать, что их было не менее восьми человек. К такому выводу позволяет прийти простой подсчет. Как указали сами аудиторы в предварительном отчете, им пришлось проанализировать 250 тыс. страниц информации. Для того чтобы просто прочитать такой объем данных, простому человеку понадобится свыше 5,5 тыс. часов, или 2,5 года работы при восьмичасовом рабочем графике пять дней в неделю (за исходные данные взяты следующие параметры: скорость чтения человека — 1500 знаков в минуту, количество знаков на странице — 2000). Однако у команды аудиторов в распоряжении было всего 86 дней. Это означает, что для прочтения 250 тыс. страниц за это время необходимо было привлечь минимум восемь человек.
Однако информацию аудиторам нужно было не только прочитать, но еще и проанализировать. Кроме того, по итогам они также написали отчет почти на 2000 страниц (об этом также было сказано представителями международных компаний). Учитывая все это, можно говорить о значительно большем числе специалистов, задействованных в работе. Общие расходы на работу такой команды при указанных выше гонорарах составят около $10 млн. Хотя скорее всего, число юристов было намного большим и расходы на их работу были выше. «Думаю, речь идет о нескольких десятках миллионов долларов», — дает свою оценку Сергей Власенко. Депутат отмечает, что помимо заработной платы, в бюджетные расходы Украины на проведение аудита нужно включить проживание, питание, перелеты юристов, которые обычно ложатся на плечи заказчика услуг.
Напрасные траты
Вместе с тем, независимо от размера суммы, заплаченной известным юристам, можно утверждать, что украинское правительство платило иностранцам за работу, которая до них уже была проделана.
Так, например, аудиторы расследовали поставку автомобилей Renault Master для Министерства по чрезвычайным ситуациям. Как говорится в отчете, 27 машин были проданы министерству по
799 тыс. грн. каждая на общую сумму 21,5 млн. грн. При этом рыночная стоимость автомобилей составляет 242 тыс. грн. Удорожание в 2,5 раза произошло за счет создания цепочки фирм-посредников, которые были связаны с чиновниками МЧС. Все фирмы, указанные в отчете аудиторов, и сомнительные схемы реализации были описаны ранее в материалах судебных тяжб между госорганами и фирмами-посредниками. Вся эта информация о ходе судебных разбирательств находится в открытом доступе.
Аналогичный пример можно привести с еще одним эпизодом — о закупке 22 тыс. тонн сахара Госрезервом. Согласно выводам аудиторов, товар был закуплен «на пике» цен в феврале этого года (государство заплатило 243 млн. грн.). Однако компания-посредник «Гермес-трейд» на конец августа поставила государству из запланированного объема только 5 тыс. тонн. По этому делу Госрезерв обратился в суд еще в июле этого года — более чем за два месяца до публикации отчета международных аудиторов. И практически вся информация, которая указана в отчете иностранных юристов, также была доступна общественности.
Чем прославились американские детективы
Задачу провести международный аудит деятельности Кабмина Тимошенко правительство Николая Азарова возложило на Trout Cacheris, PLLC. В качестве «субподрядчиков» выступили еще две компании — фирма Akim Gump и агентство расследований Kroll Inc. Указанные компании фигурировали во многих резонансных судебных делах, в том числе и на территории бывшего Советского Союза.
«Маленькая юридическая фирма»
Именно такая информация содержится на сайте компании Trout Cасheris, которая была основана в Вашингтоне в 1996 году. В ней работает всего девять юристов. Услуги по аудиту в списке представляемых компанией не значатся. Хотя именно для аудита она была привлечена в Украину.
Владеют Trout Cacheris известные адвокаты Плато Качерис и Боб Траут. Плато Качерис защищал бывшего генпрокурора Джона Митчелла. Участвовал он также в судебном разбирательстве по делу агента ЦРУ Олдрича Эймса, которого обвиняли в шпионаже в пользу Советского Союза. Однако наиболее резонансное дело Качериса — защита интересов Моники Левински в деле против президента США Билла Клинтона.
Заслуживает внимания и послужной список второго совладельца компании Боба Траута. В частности он выступал адвокатом конгрессмена Уильяма Джефферсона, которого обвиняли в мошенничестве и отмывании денег.
Детективы в помощь
К аудиту деятельности Тимошенко американские юристы привлекли агентство расследований Kroll Inc. В списке основателей компании значатся экс-генпрокурор США Джулиус Кролл и группа отставных сотрудников ЦРУ. На постсоветском пространстве компания запомнилась поиском золота Компартии СССР, правда, безрезультатным. Компания также занималась поиском золота диктатора Гаити Дока Дювалье и фигурировала в деле перевода денег Саддама Хусейна через подставных лиц во французскую медийную компанию. Kroll Inc достаточно часто привлекается для расследований экономических преступлений на территории СНГ.
Прославлен в Украине и России и второй «субподрядчик» проверки Тимошенко — компания Akin Gump Strauss Hauer & Feld, LLP. Ее деятельность довольно критично оценивает западная пресса. В частности немецкая Financial Times Deutschland напоминает, что «клиентом компании Akin Gump является совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ, который тесно связан с главой украинской Службы безопасности Валерием Хорошковским и министром топлива и энергетики Юрием Бойко». Журналисты издания утверждают, что «в России фирма Akin Gump помогла в уничтожении энергетического концерна «ЮКОС» и возбуждении дела против его бывшего владельца Михаила Ходорковского». Кроме того, фирма Akin Gump представляла интересы Рината Ахметова в судебном процессе против издания «Обозреватель».
269