Зернотрейдеры Украины готовятся к суду

Зернотрейдеры грозят правительству судом в случае введения квот на экспорт зерна. На кону $2 млрд. недополученных доходов. 

 

Как только премьер-министр Николай Азаров подпишет постановление правительства о введении квот на экспорт зерновых из Украины, компании-зернотрейдеры оспорят его в суде. Как рассказали в Украинской зерновой ассоциации (УЗА), уже направлен официальный запрос в юридическую компанию «Волков и партнеры» с просьбой предоставить  заключение по проекту постановления Кабмина, обнародованному на сайте Минэкономики («Об утверждении объемов квот на отдельные виды сельхозпродукции, экспорт которой подлежит лицензированию до 31 декабря 2010 года, и порядка выдачи лицензии»). При этом президент УЗА Владимир Клименко уточнил, что их требование остается неизменным — не вводить ограничений на экспорт зерна.

 

По мнению юристов, постановление правительства юридически не безупречно. В частности оно нарушает нормы Всемирной торговой организации, не отвечает обязательствам Украины в Международном совете по зерну и перечит нормам Конституции и целому ряду законодательных актов. «Как такое постановление вообще могло появиться? Мы  сейчас готовим запрос в Минюст — визировал ли он его», — говорит Владимир Клименко. Зернотрейдеры поддерживают меры, к которым прибегает Украинская зерновая ассоциация для защиты интересов экспортеров. «Я состою в УЗА, и мы поддерживаем их действия», — отмечает глава компании «Нибулон» Алексей Вадатурский.

 

Зернотрейдерам действительно есть что терять. Согласно ранее обнародованным прогнозам, в сезоне 2010/2011 годов Украина может экспортировать 15 млн. тонн (при урожае в 40 млн. тонн). При минимальной цене тонны зерна в $200 это минимум $3 млрд., 60% из которых придутся на топ-10 крупнейших компаний — экспортеров зерна.

 

На середину октября было экспортировано всего треть от заявленных объемов экспорта — 4 млн. тонн зерна. В случае введения квот зернотрейдеры не заработают еще минимум  $2 млрд.  

 

Угроза иска вряд ли заставит правительство пойти на попятную. О необходимости введения ограничений уже заявили и в МинАПК, которое до последнего утверждало: ограничение экспорта — крайняя мера.

 

В свою очередь премьер Николай Азаров неоднократно заявлял: квотирование — вынужденная, но необходимая мера.

 

По словам Андрея Заблоцкого, юриста компании «Волков и партнеры», введение Украиной квот на экспорт зерна нарушает обязательства страны как члена Всемирной торговой организации (ВТО). «Согласно практике решения споров ВТО, даже негласное, неофициальное ограничение экспорта со стороны правительства является нарушением норм торговой организации, — отмечает юрист. — Единственным основанием, которое оправдывает введение таких ограничений, может быть дефицит продуктов питания. Но в проекте постановления Кабмина не было расчетов, которые бы это подтвердили».

 

Кроме того, сам процесс принятия документа не выдерживает никакой критики. «Было нарушено законодательство о регуляторной политике, поскольку проект не был опубликован для обсуждения и ознакомления всеми сторонами минимум за месяц до принятия», — поясняет генеральный директор «Украинского клуба аграрного бизнеса» Владимир Лапа. В случае применения минимально требуемого законом временного люфта для обсуждения постановление не может быть принято ранее 12 ноября 2010 года.

 

Представители трейдеров надеются, что правительство прислушается к выводу юристов. Если этого не произойдет, то, по словам Владимира Клименко, решение будет оспорено в  украинском суде. «Но материнские компании зернотрейдеров-транснационалов, работающих в Украине, могут обратиться в международные суды», — отметил глава Украинской зерновой ассоциации.

 

Юристы предлагают два варианта дальнейшего развития событий. Первый — оспорить постановление в судебном порядке как не соответствующее ряду национальных и международных законов. Второй — инициирование подачи жалобы в Орган урегулирования споров ВТО, поскольку ограничение экспорта нарушает права стран — членов организации. Хотя сторонами рассмотрения споров в ВТО могут быть только государства, но инициаторами подачи жалобы могут выступать и заинтересованные стороны — производители и потребители продукции. «Таким образом, инициаторами должны стать компании, которые покупают продукцию у украинских производителей зерна», — поясняют юристы.

 

Практика борьбы экспортеров с госорганами в Украине раньше заканчивалась не в пользу компаний. Это показывает опыт 2006 года, когда 11 октября украинское правительство также ввело квоты на экспорт зерна (общая квота на экспорт пшеницы, ячменя, кукурузы и ржи до конца года тогда составила всего 1,6 млн. тонн). «Мы оспорили решение о введении квот в суде, и он (Хозяйственный суд Киева) вынес определение о приостановлении действия этого постановления до выяснения дела по сути, — вспоминает Андрей Астапов, управляющий партнер Astapov Lawyers, представлявший тогда интересы трейдеров в суде. — Однако к тому времени квоты уже разделили, и Минэкономики вместе с Гостаможней воспользовались этим определением, полностью закрыв экспорт, в том числе и для компаний, получивших квоты». По его словам, это внесло раскол в стан зерно-трейдеров. Часть из них уже грузила корабли зерном в рамках выделенной квоты, а другая часть, которым квота не досталась, были заинтересованы в отмене ограничений. В итоге иск был отозван по просьбе самих же экспортеров. «В данном случае, я думаю, государство также найдет способ внести раскол между компаниями», — прогнозирует юрист.

 

Кроме того, даже если суд примет решение в пользу трейдеров и отменит квотирование, ничто не помешает правительству принять новое постановление. «За ними в судах все равно не угнаться», — отмечает Андрей Астапов.

490