Психическое здоровье Александра Лукашенко стало одной из ключевых линий сюжета, о проблемах белорусско-российских отношений, который был показан 10 октября в программе «Время» на Первом российском телеканале.
Доктор психологических наук Варвара Моросанова констатировала, что для психотипа Лукашенко характерна «властность» и «гневливость».
«Люди его типа подвержены длительным аффективным, агрессивным состояниям, направленным на свое близкое окружение. Более того, для них характерны бывают и садистские наклонности. Основной чертой этого типа является очень сильное стремление к достижению цели, но при этом они не выбирают средств», — сказала эксперт.
Ранее диагноз «мозаичная психопатия» Лукашенко поставил белорусский врач-психолог Дмитрий Щигельский впоследствие вынужденный уехать из Беларуси, опасаясь за свою жизнь.
Приводим полностью текст сюжета, показанный в воскресном выпуске программы «Время»: «Заметным событием в отношениях России и Белоруссии стало выступление Президента Дмитрия Медведева, который впервые прямым текстом дал понять нашим белорусским союзникам, что невозможно строить предвыборную кампанию на обвинениях в адрес России и при этом получать многомиллиардные дотации из Москвы.
15 лет он играет. И если бы только словами, если бы только в хоккей и выборы, раз за разом сам себе выписывая контрамарку на новый срок. Белорусская политика давно стала кровавым спортом для тех, кто годами не просто оплакивает пропавших без вести родных — не получает даже право узнать их судьбу.
Светлана Завадская: «Это 10 лет не жизни, а какого-то существования. Ты каждый день ложишься с этой мыслью, ты каждый день просыпаешься с этой мыслью, этот режим искалечил очень много судеб».
Дима Завадский — оператор корпункта ОРТ в Белоруссии пропал 7 июля 2000-го. 2 года он был слишком близко к Лукашенко, все-таки личный оператор. Они все были когда-то рядом. Юрий Захаренко — министр обороны с 1994-го по 1995-й — исчезает в 1999-м. В том же году бывший заместитель премьер-министра Виктор Гончар. Их сотни, чьи судьбы растворились в полутора десятках последних лет.
Дмитрий Медведев: «Президенту Белоруссии следовало бы заниматься внутренними проблемами. В том числе, наконец, расследовать многочисленные дела об исчезновении людей. России, как и другим странам, это не безразлично».
Но ему-то безразлично. Вот он — комментарий к загадочной смерти журналиста, основателя оппозиционного сайта.
Александр Лукашенко: «Как его фамилия? Бебенин? Я первый раз о журналисте услышал, когда он повесился».
Мало кто из людей, не то что политиков позволит себе такое в отношении умершего, а может, погибшего человека. Никто из лидеров европейского государства не помыслит и произнести слова, что адресует Александр Григорьевич руководству государства другого, может быть, единственного искренне дружеского.
Александр Лукашенко: «Вот это необдуманная, безмозглая, если бы думали, это не делали, политика».
Это называется — переступить черту дозволенного Россией до этого, терпевшей ради дружеских отношений 15 лет. Терпение лопнуло, и российский Президент ответил через свой видеоблог.
Дмитрий Медведев: «Президент Лукашенко в своих высказывания выходит за рамки не только дипломатических правил, но и элементарных человеческих приличий. Стремление сформировать в общественном сознании образ внешнего врага всегда отличало белорусское руководство. Только раньше в этой роли выступали Америка, Европа, Запад в целом. Теперь одним из главных врагов объявлена Россия».
Зачем? Эта пресс-конференция, куда за счет белорусского бюджета приглашаются журналисты региональных российских СМИ. Эти два часа почти монолога, где в каждом абзаце есть слово Россия?
Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики ВШЭ: «Для легитимности нужна какая-то борьба. Бороться на внутреннем рынке не с кем. Политические противники или исчезли, или их убили, их нет. То есть нужен какой-то внешний враг. Естественно не Европа, естественно не США, это могут проблемы быть. А вот можно использовать Россию».
Кандидат исторических наук Андрей Суздальцев и в Минске, и после депортации оттуда, каждый день следил за каждой фразой, произнесенной с экранов белорусского телевидения, и фиксировал.
Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики ВШЭ: «Это такая часть огромного видеоархива, вся белорусская хроника за 5 лет. Ежедневная хроника. Вот вы не поверите, если сейчас все посмотреть, не найдете ни одного сюжета, ни сюжета новостного, ни выступления Лукашенко, где было бы сказано доброе слово о России». Оппозиционная пресса в Белоруссии — ручеек, которому позволено течь с общим тиражом тысяч 70 на полмиллиона экземпляров только одной «Советской Белоруссии». Для большинства остается интернет-пространство. Там настоящий рейтинг Лукашенко.
Из доклада организации «Фридом Хаус», составляющей ежегодный рейтинг самых несвободных стран мира: Белоруссия в первой десятке, проигрывая Чаду и лишь на один пункт опережая КНДР и Сомали.
Ярослав Романчук, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия»(Минск): «Если цена на газ будет 250 долларов, белорусскую экономику ожидает крах».
А ведь он просит не только у нас. Ему есть, чем обменяться и с ненавистным Западом. 2 года назад после встречи Лукашенко с германским послом и договоренности об инвестициях от Евросоюза, свободу получил бывший кандидат в президенты Александр Козулин. К тому времени он отсидел 2,5 года. И теперь понятно это движение ладони к себе, когда он говорит о признании Абхазии и Южной Осетии. Понятно, что он просит в замен.
Александр Лукашенко: «Я и не отказываюсь. И сегодня не отказываюсь. Но я ему сказал: «Вот последствия, мы их просчитали. Вы готовы, господин Президент, разделить, дорогой друг Дмитрий Анатольевич, с нами эти последствия? Вы готовы подставить свое плечо?»
И чем короче становится плечо российских дотаций, тем нетерпимей Александр Григорьевич.
Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики ВШЭ: «Это такой политический вампиризм, это вот сосать кровь из вражды, сосать силу из войны, политической идеологической, не дай бог кровавой. Он идет сейчас путем Саакашвили».
С психологическим портретом Саакашвили, которого сейчас по-братски принимают в Белоруссии, все ясно. Личностные особенности Лукашенко белорусский врач-психолог Дмитрий Щигельский изучал несколько лет. Выводы: анализ личности Лукашенко обнаруживает ряд признаков, характерных как для параноидного расстройства при наличии стержневой сверхценной идеи собственной значимости, аффективной логики, подозрительности, неспособности к переживанию вины. Лукашенко страдает мозаичной психопатией, т. е. заболеванием, которым страдали Иосиф Сталин и Адольф Гитлер».
Варвара Моросанова, доктор психологических наук: «Посмотрите на этот жест, для его психотипа характерна, во-первых властность, во-вторых, гневливость. Люди его типа подвержены длительным аффективным, агрессивным состояниям, направленным на свое близкое окружение. Более того, для них характерны бывают и садистские наклонности. Основной чертой этого типа является очень сильное стремление к достижению цели, но при этом они не выбирают средств».
Теперь выбирать придется, несмотря ни на какую мозаичность. Жесткая реакция российского Президента заставила президента белорусского не просто сбавить тон — вообще сменить риторику. И в последних заявлениях из Минска уже послышались примирительные нотки.
408