Стельмах снова «на коне»

Неделю назад Конституционный суд отменил конституционную реформу 2004 г., из-за которой регулятор шесть лет назад лишился права законодательной инициативы. И едва ли не сразу нацбанковцы заявили о планах подачи в Верховную Раду первых законопроектов в новом качестве. «Действительно, мы намерены активизировать эту работу. Но все же будем делать это по обкатанной в последние годы схеме: то есть после согласования документов с субъектами финансового рынка, профильными комитетами ВР и коллегами в Кабинете Министров. Как показала практика последних лет, после этого законопроекты имеют значительно больше шансов быть принятыми парламентом», — заявил директор юридического департамента НБУ Виктор Новиков. 

 

После того, как Нацбанк лишился права законодательной инициативы в декабре 2004 г., он продвигал свои законопроекты при помощи двух источников: народных депутатов и правительства.

 

Как сообщили в центральном банке, первые документы они самостоятельно подадут в Верховную Раду уже до конца октября. Это будут два законопроекта, над которыми чиновники работали в сентябре: «О системе гарантирования вкладов физлиц», в соответствии с которым Фонду гарантирования вкладов физических лиц полностью передается надзор над проблемными финансовыми учреждениями, и «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно регулирования деятельности банков)», которым повышаются требования к капиталам создаваемых банков — с 75 млн. до 500 млн грн. Если к первому документу финансисты не имели существенных претензий, то в отношении второго начали протестовать еще в конце сентября. Они опасаются, что на первом этапе новые требования к капиталам будут выдвигаться к новым банкам, а со временем регулятор потребует довести до 500 млн грн. «уставники» и всех остальных.

 

«Законопроект Нацбанка угрожает деятельности 2/3 украинских финучреждений», — заверил президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. Впрочем, в ведомстве г-на Стельмаха практически не сомневаются в поддержке своих новаций Верховной Радой. У регулятора достаточно весомые аргументы: экономический кризис 2008-2010 гг. показал, что нехватка у банков капитала стала одной из причин повального закрытия финансовых учреждений и негодования вкладчиков проблемных банков. Только за последние полтора года регулятор поставил на ликвидацию 14 финучреждений и еще в четырех на 1 сентября продолжали работать его временные администраторы.

 

Не менее резонансным обещает быть и третий законопроект, который, как ожидается, Нацбанк должен зарегистрировать в парламенте в конце октября — начале ноября, — «О защите прав кредиторов». Этот законопроект все еще дорабатывается центробанком в сотрудничестве с Кабмином, но, как показали первые его редакции, способен спровоцировать настоящую революцию в работе с проблемными заемщиками (банкиры начали его лоббировать еще в конце 2009 г., и теперь им удалось заручиться поддержкой на этот счет вице-премьера Сергея Тигипко).

 

Новым документов вводится уголовная ответственность в отношении неплательщиков по кредитам при манипуляциях с залогами, ограничиваются их возможности по опротестованию в судах кредитных договоров и существенно расширяются возможности банков по продаже заложенного имущества. Финансистам, в частности, разрешается выселять из продаваемых квартир семьи с малолетними детьми. НБУ имеет лишь одну возможность провести откровенно «антисоциальный» документ через ВР — это заручиться поддержкой Кабмина и, соответственно, правительственного лобби в парламенте.

284