Эксперт: Все меры защиты от терроризма — это самообман

 

Кто всерьез задумал теракт, тот проведет его, невзирая на все меры безопасности, которые чаще всего являются самообманом. Надеяться можно только на разведку, считают немецкие эксперты.

 

Лесные пожары в России, во время которых неоднократно возникали угрозы и для ядерных центров, заставили немцев вновь всерьез задуматься о безопасности своих АЭС и прочих важных объектов. Прежде всего речь идет о защите от террористов.

 

Вилли Штрайц (Willi Streitz), сотрудник центра по изучению причин катастроф при университете Киля, специалист по борьбе с чрезвычайными ситуациями и их предотвращению хорошо знает, что для тех, кто всерьез задумал проведение теракта, преодоление защитных ограждений проблемой не является.

 

Поэтому борьба с терроризмом должна начинаться с разведки, говорит Штрайц. Если вам не удастся обнаружить преступников до того, как они приблизились к объекту, ваши шансы предотвратить теракт невелики. Естественно, можно построить здание очень прочно, можно обнести его неприступной стеной, но на самом деле это всего лишь самообман.

 

По мнению Штрайца, это касается всех 17 атомных станций ФРГ. После 11 сентября 2001 года люди, отвечающие за безопасность подобных объектов, опасаются прежде всего удара сверху. А это может случиться, если самоубийцы захватят большой пассажирский самолет и врежутся на нем в здание реактора. Даже железобетонный колпак в таком случае не спасет.

 

Некоторые эксперты верят, что в такой ситуации может помочь искусственно созданный туман: он должен «спрятать» угрожаемый объект от преступников, ведущих самолет. На двух АЭС в Германии («Гронде» и «Библис») установки, создающие такой туман,  уже существуют. На территории АЭС «Филипсбург» она строится.

 

Эксперт из университета Киля Вилли Штрайц считает эти меры чисто символическими. Ведь, если кто-то всерьез задумал такой теракт, то наверное, он заранее запасется современным навигационным прибором, который действует и в темноте, и в тумане.

 

Штрайц уверен, что владельцы атомных станций бессмысленность этих мер понимают, а потому и не заинтересованы в широких дискуссиях с участием общественности.

 

В узких кругах проблемы безопасности, естественно, обсуждаются. Причем, речь идет не только об АЭС. Специальные меры разработаны, скажем, для защиты трансформаторных подстанций и других объектов, обеспечивающих электроэнергией города.

 

В Гамбурге, например, существуют лишь три такие подстанции, и если хоть одна из них перестанет работать, возникнет энергетический хаос, преодолеть который будет трудно, говорит Хольгер Позер (Holger Poser), сотрудник городского ведомства по чрезвычайным ситуациям.

 

Чтобы быть готовым на все случаи жизни, Позер проигрывает на компьютерах различные опасные ситуации. Проблема, по мнению экспертов, заключается в том, что меры безопасности являются дорогостоящими, а потому неинтересными для владельцев станции.

 

Долгие годы создатели подобных энергосооружений видели только одну проблему: как сделать, чтобы никто не забрел туда и не попал под высокое напряжение. Сейчас задумались и том, что туда могут проникнуть люди с преступными целями. Начали строить стены, устанавливать видеокамеры наблюдения. Однако и здесь специалисты понимают, что все эти меры могут лишь затруднить доступ для террористов, но не полностью предотвратить теракты.

 

329