Приток депозитов в банковскую систему ведет к росту убыточности финансовых учреждений, которые обязаны выплачивать вкладчикам проценты, не имея возможности направлять деньги на кредитование. В сентябре спасением банкиров от избытка ликвидности будут НДС-облигации, но уже в октябре финансовое лобби попытается добиться легкой девальвации гривни, чтобы перенаправить средства вкладчиков на покупку валюты.
По итогам августа 2010 г. гривневых депозитов в банках было всего на 9,5 млрд. грн. меньше, чем в 2008 г. — в начале финансового кризиса. По объему валютных вкладов банки также пока не достигли докризисного показателя — вкладам в долларовом эквиваленте не хватает $0,8 млрд., чтобы достичь докризисного уровня. Если же говорить о вкладах населения, то частные лица не только вернули объем своих сбережений в банках к докризисному уровню, но даже превысили порог августа 2008 г. — на 48 млрд. грн. В свою очередь, предприятия еще не донесли в банки около 5 млрд. грн., чтобы вернуть уровень своих вкладов в финучреждениях к показателям восьми месяцев 2008 г.
Несмотря на общий позитив, эта тенденция четко характеризует процессы, происходящие сегодня в экономике Украины. Несмотря на преодоление кризиса всеми мировыми экономиками, украинские производители пока не смогли вернуться к нормальной работе. Тогда как социально ориентированный и популистский курс двух правительств привел к значительному увеличению объемов средств в карманах граждан страны.
Дисбаланс между покупательной способностью населения и производственными мощностями предпринимателей уже привел к подорожанию всех групп продовольственных товаров (инфляция с начала года уже превысила двузначную отметку и составляет 10,1%).
При этом тенденции таковы, что показатель роста цен будет только увеличиваться из-за того, что банки не кредитуют экономику. Оптимисты могут возразить, что математический подсчет показывает обратное — по сравнению с августом 2008 г. объемы гривневых кредитов, выданных предприятиям, увеличились на 107 млрд. грн. Однако детальный анализ показывает, что за этой цифрой кроется конвертация валютных займов, выданных бизнесу, в гривню — на $13 млрд.
В то же время, если привести данные НБУ по объемам валютного кредитования к долларовому эквиваленту, то по итогам августа 2008 г. (курс НБУ — 4,85 грн./$1) банки выдали в реальную экономику $39,7 млрд., тогда как кредитные требования финучреждений к экономике два года спустя составляют $24 млрд. — на $15,7 млрд. меньше.
То есть если даже учесть конвертацию кредитов из валюты в гривню, все равно получается, что производственная сфера Украины недосчитывается около $2,7 млрд. кредитов.
В текущих условиях новые депозиты, которые в банки несут в первую очередь граждане, являются сущим наказанием для финансовых учреждений. В распоряжении банковской системы на сегодня — около 10 млрд. грн. (остатки на корсчетах за вычетом резервов) лишних денег.
Не имея возможности вкладывать привлеченные средства в экономику, банкиры вынуждены постоянно нести процентные расходы, оплачивая вкладчикам проценты по вкладам.
По итогам восьми месяцев текущего года банковская система уже понесла убытков на 8,5 млрд. грн., львиная доля которых сформирована не за счет резервов под проблемные кредиты (эти резервы в большинстве своем были сформированы по итогам 2008-2009 гг.), а за счет отрицательной операционной рентабельности.
Индикатором плохого финансового состояния банковской системы является соотношение CIR (Cost/Income Ratio) — соотношение операционных расходов банка к операционным доходам. Для отечественной банковской системы этот показатель составляет около 69%, хотя приемлемым в банковской практике считается уровень до 50%.
В сентябре спасением банкиров от избытка ликвидности будут НДС-облигации, эмиссию которых завершило правительство. Лишенные живых денег предприятия-экспортеры будут вынуждены поскорее избавляться от бумаг, продавая их банкам. Но это лишь отсрочка решения проблемы избыточной ликвидности, которая прибывает в банки со скоростью около 5-6 млрд. грн. в месяц.
Поэтому вполне возможно, что уже в октябре финансовое лобби попытается добиться легкой девальвации гривни — на 1-2%, чтобы перенаправить средства вкладчиков из банков на покупку валюты.
Легкая девальвация, кстати, выгодна и Нацбанку, для которого новый этап скупки населением валюты — способ замедлить инфляционные процессы в стране.
364