VIP-угоны, или как в Украине ищут самые крутые авто

Во всем мире угнанные машины ищет, в первую очередь, полиция. Разыскивают их также частные компании: охранные, страховые и пр. Но мало кто знает, что в последнее время такой вид бизнеса активно внедряется и у нас — обычно об этом умалчивается. Однако «Сегодня» удалось разговорить на эту тему Сергея, бывшего сотрудника ГРУ МО РФ, а ныне одного из руководителей фирмы, занимающейся охраной автомобилей: 

 

— Возврат угнанной машины — дело непростое и небезопасное, иногда приходится и под пули идти. У нас было несколько случаев, когда бандиты обстреливали нас, пытались сбросить с трассы… Ситуация также осложняется тем, что угнанные машины (а мы занимаемся только дорогими автомобилями, оборудованными недешевой системой спутникового слежения GPS), как правило, предназначены для серьезных, небедных людей, имеющих мощную «крышу» во властных структурах. Соответственно, мы нередко сталкиваемся с большими проблемами, когда пытаемся вернуть такую машину. Тем не менее в основном работаем успешно, в тесном сотрудничестве с органами МВД. Время выезда нашей тревожной группы — 2—3 минуты после получения сигнала, территория — вся Украина. Стандартная оплата — 252 грн. в месяц за каждый охраняемый объект. 

 

«МЕРСЕДЕС». Однажды нам позвонили из представительства известной немецкой прокатной фирмы в Украине. Мол, в Германии у фирмы угнали автомобиль и, по некоторым данным, он находится в Украине — его отследили через спутник, так как «Мерседес-320» СDI был оборудован GPS-навигацией. Причем первый же клиент (машина сдавалась в прокат) оказался угонщиком. Видимо, был криминальный заказ именно на такую модель в 221-м кузове, потому что клиент из Хорватии, обратившийся на фирму, хотел только такой автомобиль. Таких в наличии на тот момент не было, но, чтобы не отказывать клиенту, прокатная фирма обратилась в автосалон и купила именно такую модель, которую и предоставила клиенту. Так что «Мерседес» был абсолютно новым. 

 

Заехав в Мюнхен, клиент вдруг заявил: на него совершили вооруженное разбойное нападение и забрали машину! Но служба безопасности фирмы этому не поверила, так как через спутник определила: в тот момент, когда якобы было совершено преступление в Германии, машина на самом деле уже была в Украине. Фирма обратилась к нам за помощью в поиске «Мерседеса», передала его координаты. Оказалось, это автостоянка в Киеве, на бульваре Дружбы Народов. Мы приехали туда и увидели разыскиваемый «Мерседес», но уже с украинскими (фальшивыми) номерами. Немецкий представитель прилетел и встретился с нами — мы объяснили, что в рамках закона без милиции мы машину со стоянки не заберем. Потому немец поехал утром в МВД и написал заявление. Но когда после этого мы прибыли на стоянку, «Мерседеса» там уже не было… 

 

Нашли мы его, опять через спутник, в городке Лутугино Луганской области. Мы тут же вылетели туда. А Департамент угрозыска МВД, которому мы также сообщили координаты машины, подключил свои силы на месте, привлекли также сотрудников ГАИ. В центре Лутугино машину задержали. За рулем находился… высокопоставленный сотрудник столичной прокуратуры М. (как позже выяснилось, к тому же сын видного чиновника государственного уровня). Поначалу господин М., что называется, качал права, однако в дело вмешался по телефону лично глава МВД и ситуация разрядилась. 

 

Сам же М. объяснил, будто уже купил «Мерседес» у некоего человека, который, мол, вскоре обещал снять его с учета, чтобы законным образом все оформить. Однако в багажнике обнаружились… настоящие номера «Мерседеса», выданные в Германии, и немецкие же документы на машину (как поддельные, на имя хорвата, так и настоящие, на фирму). 

 

ИЗЪЯТИЕ. Машину, разумеется, изъяли, ибо у М. не было на нее ни купчей, ни доверенности, вообще ничего. Несколько месяцев она находилась на разных штрафплощадках, а потом ее передали нам — как представителям, на то время, немецкой фирмы в Украине. Однако вернуть ее немцам мы до сих пор не можем. 

 

Дело в том, что уголовное дело в Украине возбудили не по угону, который был в Германии, а за «незаконное вмешательство в информационные сети». Почему? Да потому, что когда стали «пробивать» висевшие на «Мерседесе» украинские номера, оказалось, что они есть в базе данных МВД. Якобы «Мерседес» легально стоит на учете в Виннице. 

 

Но позже выяснилось, что документов никаких нет! Вообще ни одной бумажки! То есть был просто вброс информации в компьютерную базу ГАИ (можно только догадываться, сколько это стоило, ибо понятно, что без коррумпированных сотрудников, имеющих доступ к базе, не обошлось). А гражданина, на которого якобы зарегистрирован этот автомобиль и у кого якобы купил его М., вообще не существует — это фантом. Его паспорт, забитый в базу, вообще никогда, нигде и никому не выдавался, а его адреса в Виннице просто физически нет… (Это, кстати, говорят специалисты, довольно распространенная схема легализации краденых авто. Если не проверять так дотошно, как это сделали сыщики с немецким «Мерседесом», то вопросов и не возникнет: любая проверка просто по компьютеру подтвердит, что автомобиль легальный. — Авт.). 

 

Дело, разумеется, зависло, перспектив особых его раскрыть не просматривается (то есть узнать, кто же вкинул в базу несуществующие сведения), а «Мерседес» признан вещдоком по этому делу, потому вернуть его немцам нельзя. Скорее всего, он так и сгниет на нашей территории… К господину М., похоже, у следствия претензий вообще нет, видимо, его странные объяснения удовлетворили правоохранителей (хотя из-за этой истории места в столичной прокуратуре он все же лишился). У М. изъяли пистолет, боевой ПМ, с гравировкой «ВIЙ», но санкций к М. за это не последовало. 

 

 

НА УГНАННОМ «ПОРШЕ» БЫЛИ НОМЕРА БИТОГО ДВОЙНИКА 

 

У этой истории, описанной выше, есть и другая сторона. Об этом «Сегодня» также рассказал Сергей, один из руководителей охранной фирмы, занимающейся розыском угнанных автомобилей. По его словам, когда в Лутугино задерживали господина М., разъезжавшего на угнанном в Германии «Мерседесе», он попытался выбросить техпаспорт еще на один автомобиль. Но один из сыщиков это увидел, забрал валявшийся на обочине техпаспорт, а случившееся внесли в протокол. 

 

Документ оказался на дорогой джип «Порше Кайенн». Причем, когда стали «пробивать» машину, оказалось, что этот джип стоит на той же стоянке на Печерске, где стоял и «Мерседес». Когда «пробили» его госномера, выяснилось, будто «Порше» принадлежит жителю Днепропетровска. Вышли на него, он здорово удивился и показал сыщикам свой настоящий «Порше», разбитый всмятку и стоящий на СТО. То есть на «печерском» джипе висели номера-двойники, и техпаспорт был липовый. Зато при поверхностной проверке никто ничего подозрительного бы не обнаружил, машина легально зарегистрирована, вот ее госномера и техпаспорт… 

 

Тогда сыщики стали изучать джип более подробно, нашли его VIN (уникальный заводской номер, принадлежащий именно этому автомобилю), проверили. Оказалось, этот джип угнали несколько месяцев назад в России, он в розыске Интерпола. Увели его у девушки в ходе разбойного нападения, она получила полную страховку и больше своим «Порше» не интересовалась. Джип до сих пор стоит на штрафплощадке с теми же номерами… А ставил его на печерскую стоянку якобы М., хотя официально подтвердить это некому (один сторож внезапно скончался от инфаркта, другие срочно уволились, и следы их утеряны). 

 

 

УГОНЩИКИ BMW-Х5 ПЫТАЛИСЬ УЙТИ НА СКОРОСТИ 220 КМ В ЧАС 

 

Эта история произошла недавно в Киеве, — продолжает свой рассказ руководитель охранной фирмы Сергей. — Во втором часу ночи наш диспетчер принял телефонный звонок. Оказалось, клиент поставил BMW Х-5 на стоянку и пошел домой. По дороге на него напали, избили, в бессознательном состоянии кинули в багажник машины (другой, не его) и вывезли в район Совских прудов. Там мужчину спеленали скотчем и буксировочным тросом, один из бандитов принялся душить его ремнем. Наш клиент опять потерял сознание и, возможно, бандиты решили, что он умер, и уехали. Очнувшись, владелец BMW пополз к дороге. Его заметил проезжавший мимо водитель, подобрал, развязал и дал позвонить со своего телефона. 

 

На место стоянки BMW выехала наша тревожная группа, убедилась, что машины нет. Обо всем сообщили в милицию, откуда прибыла следственно-оперативная группа. Аппаратура, установленная на BMW, сигнала не подавала, очевидно, в машину поставили глушилку. Однако у нас есть один секрет, который позволил вскоре все же поймать сигнал от машины: она находилась в Броварском районе, в селе Летки. Мы тут же выдвинулись туда, так же, как и милиция (подключились как сотрудники столичного главка, так и милиции Броваров). 

 

Вскоре мимо нас промчалась пара «Ланосов» и BMW Х-5. Наша машина начала преследование Х-5 («Ланосы» отстали, ими занялась милиция). Скорость в среднем держали 210—220 км в час! Наша машина с «заряженным» двигателем не отставала, однако вскоре надо было проходить поворот под прямым углом. Х-5 прошел его четко на скорости 220 км, мы снизили до 180 км, но все равно слетели с дороги (слава богу, не перевернулись). Преследование продолжилось, в итоге бандиты бросили BMW на дороге и скрылись пешком в лесу… «Бумер» позже вернули хозяину. 

 

Что касается «Ланосов», то один ушел на полевую дорогу, где попал в аварию. Его водитель не пострадал, выскочил и сбежал в лес. Однако по его следу пошла служебная собака и в итоге бандита нашли в сарае ближайшего села. Через него вышли на подельников, и через несколько дней сыщики Соломенского угрозыска задержали в Киеве двух мужчин, которые пытались уйти на Х-5. Второй «Ланос» в ту ночь ушел, там тоже было двое, личности их известны, они пока в розыске. 

 

Вскоре задержанные стали давать показания. Следствие установило, что в скрывшемся «Ланосе» был организатор нападения, гражданин одного из государств СНГ по кличке «Казах». Через него вышли на некоего М., высокопоставленного сотрудника Федерации одного из видов спорта. Когда всплыла эта фамилия, ее с удивлением узнал… потерпевший! Оказалось, он давно знает М., который несколько лет назад пытался войти в бизнес, принадлежащий потерпевшему и его компаньонам. Но М. отказали. Конечно, М. это не понравилось, плюс к тому он не оставил, судя по всему, желания войти в упомянутый бизнес. Но потерпевший ему явно мешал… 

 

Появилась версия: основным заказчиком случившегося мог быть именно М., причем угон, вероятно, служил лишь отвлекающим маневром, а целью было устранение потерпевшего — конкурента по бизнесу… Следствие, среди прочих, отрабатывает ныне и эту версию. 

 

 

ВОРОВАННОЕ АВТО ПРОДАЮТ ЗА 20—40% РЕАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ 

 

Разумеется, ищут угнанные машины не только частники, но и (в большинстве) милиция. Говорит один из ведущих сотрудников Департамента угрозыска МВД Украины: 

 

— В угоне обычно участвуют непосредственно минимум четверо. Первый имеет сканер, который перехватывает сигнал сигнализации. Сигнал направляется ко второму, который имеет электронный блок-ключ и с помощью сигнала открывает машину. Третий садится и еще одним прибором обходит иммобилайзер (устройство, не дающее завести машину постороннему), заводит машину. Четвертый перегоняет украденное авто. Причем часто машину просто бросают в неприметном месте на день-два и следят за ней — сработает ли GPS и не объявятся ли хозяин с милицией. Если нет — перегоняют дальше к месту отстоя. Затем в дело включаются еще два соучастника. Первый (пятый) переделывает документы (обычно готовит фальшивые). Шестой занимается перебивкой номеров агрегатов, заменой табличек и прочее. Кстати, этим двум часто не говорят, что за машина, в угоне ли она, просто просят сделать то-то. Это для того, чтобы, если банда попадется, эти двое не шли, как подельники по угону, ибо санкции ст. 289 суровы. А так, например, за перебивку номеров вообще не предусмотрено лишение свободы, а только ее ограничение или штраф. 

 

Сканеры бывают разных типов, от простейших и устаревших (цена в пределах 1,5—2 тысяч долларов) до современных навороченных (цена 30—35 тысяч долларов). Завозят их в Украину обычно из России, Беларуси и Китая (там производят или переделывают из легальных, имеющихся на СТО). Но есть умельцы и у нас. 

 

Разбоев серьезных машин в последнее время нет (один из последних был в Черкасской области, где владельца кинули в багажник и выкинули в районе Житомира). Чаще всего страдают таксисты. 

 

Продают ворованные автомобили примерно за 20—40% от его рыночной стоимости. Но если воры «голодные» (срочно нужны деньги), то могут и за 5—10%. Иногда бывшие владельцы выкупают авто у угонщиков. Так, в прошлом году угнали представительский «Лексус» у одного из футболистов киевского «Динамо». Бандиты оценили машину в 90 тысяч долларов и предложили выкупить за 50%, то есть 45 тысяч. Футболист выкупил. Но потом этих угонщиков задержали, сейчас они по этому эпизоду ожидают суда. 

 

 

УГНАННУЮ «ТАВРИЮ» ФИРМА ВОЗВРАЩАТЬ НЕ СТАНЕТ 

 

Бывают у нас и ложные вызовы, говорит сотрудник охранной фирмы Сергей. Вот в Крыму был случай: при посадке в автомобиль водитель нечаянно нажал «тревожную» кнопку. Диспетчер принял событие «нападение на водителя». Группа реагирования выехала немедля и через какое-то время заметила BMW Х-5. Диспетчер начал звонить клиенту. Но трубку никто не брал (позже выяснилось, что клиент просто забыл мобильник дома). Группа, считая, что за рулем угонщик, начала преследование, подключили сотрудников ГАИ. На требования остановиться водитель внедорожника не реагировал… В конце концов BMW Х-5 скрылся за высоким забором частного пансионата. Через пару минут перепуганный клиент уже общался с нашим диспетчером по телефону. А еще через несколько минут открылись ворота. Клиент извинялся за «ложный вызов», за то, что забыл телефон. И выражал благодарность за его «освобождение» (он ведь думал, что его преследуют бандиты и купленная ими милиция)… 

 

Что касается оплаты, то поступаем так. Допустим, взяли под контроль транспорт некой прокатной конторы. Чтобы не иметь проблем с текущими расходами (в случае тревожного события), договариваемся так: фирма кладет на банковскую карточку 10 000 долларов. Если угон, мы тратим с нее деньги (бензин, командировочные, гостиницы — хотя чаще всего ночуем в машинах, поощрения сотрудникам и пр.), собирая все чеки для отчета. Когда работа выполнена, отчитываемся перед заказчиком и в течение 10 дней он опять пополняет карточку до указанной суммы. Если наш договор прерывается, карточка возвращается клиенту. Сам же гонорар наш (помимо расходов) за возврат составляет в среднем 10—15% от стоимости машины. Иногда, впрочем, приходится и выкупать автомобили у бандитов… В этой связи скажу, что беремся за возврат только дорогих авто. Скажем, возвращать «Таврию» вряд ли стали бы, это экономически невыгодно. Мы потратили бы больше денег, чем она стоит, а еще гонорар… Человеку дешевле будет купить новую «Таврию». 

 

Тревожная группа — это, как правило, экипаж машины (2—3 человека) либо экипаж плюс мотоциклист. Там, где проедет мотоцикл, далеко не каждая машина пройдет, особенно в пробках, так что порой это необходимо. Да и разведку, где стоит искомая машина, кто в ней и прочее, удобнее проводить с мототехники. А если дело коснется погони, то от наших профи-мотоциклистов не уйдет ни один «Мерседес». Мотоциклы у нас «Хонда», «Кавасаки», БМВ… Состав экипажа, как правило, — бывшие сотрудники силовых структур, спецназовцы. Уйти от них сложно. 

 

Но иногда мы отказываем даже в установке оборудования, если клиент вызывает подозрение (порой к нам обращаются сами угонщики, чтобы потом разобрать нашу технику и понять, как ее нейтрализовать при угоне). Мотивацию отказа не называем. 

 

 

ВАРИАНТЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ВОРОВАННЫХ АВТО В УКРАИНЕ 

 

Документы на «паленую» машину могут быть как абсолютно фальшивыми, так и безукоризненно подлинными. А могут быть… выдуманными 

 

1. «ДВОЙНИКИ» 

 

На ворованную машину готовятся все документы, номера и прочее (фальшивые), точно такие, как есть у существующей подобной машины. Хозяин настоящей машины может знать (быть в сговоре), а может и не знать о существовании автомобиля-дубликата. 

 

2. «ВСМЯТКУ» 

 

На ворованную машину передаются (покупаются) подлинные документы с подобной машины, например, разбитой «всмятку». Остается перебить номера агрегатов под новые документы — и машина легализована. 

 

3. «ВБРОС» 

 

Вкидывание данных в базу данных. В угрозыске страны говорят, что идут по следу банды, занимавшейся такими делами, в Украине выявлено свыше 50 машин, чьи данные внезапно «возникли» в базе данных. Вбрасывать могут как сами гаишники, имеющие доступ к базе, так и хакеры. Вбрасываются совершенно вымышленные данные, на несуществующего человека и адрес. Под эти данные переделывается авто, готовятся документы. Такие машины обычно продаются по доверенности. Чаще всего идет цепочка доверенностей: от несуществующего человека — к реальному, от того — к другому реальному и т. д. И в случае чего тот, кто ездит, не несет никакой ответственности. 

 

За первое полугодие 2010 года в Украине угнано и находится в розыске 607 иномарок. В том числе дорогих «Мицубиси-73» («Паджеро», Л-200, «Лансер», «Оутлендер»), «Тойота- 65» («Лендкрузер», «Камри», РАВ-4), «Шкода-45» («Октавия», «СуперВ»), «Лексус-40» (джипы).  

 

 

Александр Корчинский 

355