Международный валютный фонд может остаться без совета директоров. Ситуация «пата» возникла из-за нового скандала между США и Европой о путях реформирования этого финансового института. На членов фонда он произвел впечатление разорвавшейся бомбы.
Между тем, официальный представитель МВФ Гэрри Райс поспешил сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что кризиса нет.
Скандал начался с того, что Европа отказалась пойти навстречу требованию США и отдать развивающимся странам 2 места из 9 в 24-х мандатном Совете директоров. Соответственно голосам распределяются и квоты на заимствование средств МВФ.
Европейцы доминируют в фонде со дня его основания, уступив аналогичную привилегию американцам во Всемирном банке. Понятно, что они просто так не сдадут свои позиции, а потому фактически саботируют решение, которое принято еще в сентябре 2009 года лидерами G20 в Питсбурге.
Тогда был достигнут исторический компромисс: страны «двадцатки» взяли на себя обязательство перераспределить квоты МВФ в пользу развивающихся стран, напомнил в интервью «Голосу России» эксперт Финансовой Академии при правительстве России Борис Рубцов.
«Это очевидный факт, что по мере возрастания удельного веса Китая, Индии, Бразилии и, отчасти, России должна соответственно увеличиваться их роль в принятии решений МВФ. Скорее всего, и американцы должны немножко уступить какое-то количество, и европейцы, так было бы логично», — считает Борис Рубцов.
Срок полномочий нового совета директоров МВФ должен начаться 1 ноября. По словам официального представителя МВФ Гэрри Райса, оснований для волнений нет, поскольку впереди еще целых два месяца. Между тем, США и европейцам не хватило года, чтобы достичь компромисса. Европейцы отказываются пойти на потерю части голосов в Совете управляющих.
Если не произойдет прозрения, то США, со своей стороны, вряд ли пойдут на попятную. Они могут вновь, как это произошло на прошлой неделе, применить блокирующий пакет и провалить принятие решения о переизбрании нового состава совета директоров. В случае отсутствия компромисса МВФ захлестнет полная неразбериха. Он окажется неспособным принимать текущие решения.
На крайний случай может быть сформирован «узкий» совет директоров. При этом очевидно, что европейцы не сдадут ни Швейцарию, ни Бельгию. Поэтому скорее всего «вне игры» окажутся представители Африки. А это еще один скандал, даже, может быть, похлеще, чем противоречия между США и Европой.
Еще более болезненной будет перекройка зон ответственности членов совета директоров, поскольку многие из них выражают интересы не только своей страны, но и определенного числа других.
Поиск развязки осложняется давней проблемой: Европа неоднородна, она часто беспомощна в том, чтобы в сжатые сроки принять консолидированное решение. Тем более по такому чувствительному вопросу, как поступиться некоторыми из своих привилегий в пользу развивающихся стран.
329