Пенсия в Украине достанется только живучим

 

Пенсионный возраст для женщин будет повышен уже в 2010 году — это обязательство взяло на себя правительство, подписав меморандум с МВФ. Цена вопроса — $15,3 млрд кредита.

 

Ради этих денег до конца сентября 2010 года в Раду будет внесен законопроект, в котором предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет (начиная с 2010 года ежегодно будет добавляться по 6 месяцев), увеличение минимального срока страхования с 5 до 15 лет, увеличение на 10 лет квалификационного периода для получения полной пенсии.

 

Сколько на пенсии жить отмеряно?

 

По данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины, на сегодня мужчины-украинцы в среднем живут 62 года, а женщины — 74 года. Для сравнения, пенсионный возраст в Японии для обоих полов — 70 лет, а средняя продолжительность жизни 82 года. В США работают до 65, а живут в среднем 78 лет. Во Франции выходят на отдых в 62 года с половиной, а умирают в 80. Получается, многим нашим согражданам придется зарабатывать на вожделенную пенсию чуть ли не всю жизнь, поскольку европейский фонд навязывает нам свою стандартную программу мероприятий, которая, по его мнению, автоматически улучшит экономическое положение Украины.

 

По словам экспертов, так не будет: время, которое хотят отвести украинкам на труды праведные, не соответствует отрезку жизни, который останется им на отдых, внуков и мысли о душе. И прежде чем соглашаться на условия МВФ , может, стоило предложить ему вникнуть в украинские реалии?

 

Обещать — не значит повысить

 

— Повышать пенсионный возраст не придется, — неожиданно заявил регионал Вадим Колесниченко. Просто сегодня Украина демонстрирует ЕС и мировому сообществу последовательность и настойчивость в проведении реформ, а чтобы вести переговоры, нужны определенные условия…

 

— Подписав меморандум, мы получили «дорожную карту» для проведения сложных переговоров, предложили открыто ознакомиться с нашей экономикой и ситуацией в стране, — пояснил депутат. — Бездумно поднять пенсионный возраст нельзя, потому что окажется, что в стране на пенсию особо и некому выходить. Никто не говорит, что со следующего года этот порог повысят — подписание меморандума говорит о том, что государство готово проводить обещанные реформы и новации, а на это нужно добыть финансирование… Уверяю, в МВФ сидят люди с такими же мозгами, как у нас, и они отлично понимают нашу ситуацию, хотя и предлагают нам свой стандартный пакет рекомендаций.

 

Похоже, что власть будет идти проверенным путем: обещать Европе все, но выполнять ее требования выборочно. Правда, это не гарантирует, что тем временем в Украине вдруг поднимется полумертвая экономика, и, отталкиваясь от нее, наладится система пенсионного обеспечения. Но пока, не имея европейского уровня жизни, желания ждать пенсии из последних сил нет. И мысль, что японцы «вкалывают» до старости тоже, как-то не утешает.

 

Дело не в том, сколько платит Пенсионный фонд, а в том, сколько платят ему

 

Отечественный Пенсионный фонд уже давно запутался в долгах и живет лишь на дотации госбюджета. Кормить такую структуру из казны (при том, что она задумывалась как вполне самостоятельное ведомство) — путь в никуда, и это понимают не только экономисты, но даже политики. Вице-премьер Сергей Тигипко не так давно объявлял, что ПФ разбалансирован: на 10 работающих в стране приходится 9 пенсионеров, а доля пенсионных расходов достигла уже 17,9% ВВП, что уму непостижимо для европейской страны.

 

— ПФ лежит тяжелейшим грузом на бюджете, тянет из него миллиарды гривен ежегодно, — говорит член комитета ВР по вопросам бюджета Олег Ляшко. 

— Пора принимать срочные меры, а то когда-нибудь этот фонд грохнет с эффектом похлеще, чем в Греции. Но правительство идет самым легким путем решения проблемы, поднимая пенсионный возраст.

 

По мнению чиновников, обещанная МВФ мера должна улучшить сбалансированность Пенсионного фонда на целых 2 млрд грн уже в 2011 году. 

Впрочем, директор социальных программ Центра Разумкова Людмила Шангина не видит к этому никаких предпосылок.

 

— Действительного положения вещей в ПФ не знает, наверное, даже Счетная палата — она не имеет полномочий проверять потоки денег фонда. Но положение это не блестящее, — говорит Шангина. — Однако повышение пенсионного возраста на наполнение ПФ никак не повлияет: корни проблемы лежат в нищенской цене труда, заниженных государством размерах прожиточного минимума, минимальной зарплаты и пенсии. Отсюда и мизерные отчисления в ПФ. Выходит, можно работать хоть 20, хоть 40 лет, но пенсия у вас от этого больше не станет.

 

Все бы ничего, если бы взносы в фонд делали абсолютно все работающие в стране, но ведь зарплаты «в конвертах» пока никто, к сожалению, не отменял, отмечает экс-министр социальной политики и труда Людмила Денисова.

 

— Надо сначала заняться легализацией доходов граждан и тем самым повысить доходы ПФ, — полагает она. — И тут нужна не прогрессивная шкала налогообложения физлиц, а регрессивная — чем больше фонд оплаты труда, тем меньше с него платишь налогов: так работодатель будет заинтересован платить и вести свои дела прозрачно.

 

После такой работы на пенсию идти некому

 

Если верить Госкомстату, становится ясно, что налицо грандиозная несправедливость: как можно ссылаться на то, что японцы со шведами трудятся дольше наших, если они и живут в среднем на десять-двадцать лет дольше украинцев?

 

Выходит, отработать нас вынудят по полной, невзирая на никудышный сравнительно с европейским уровень жизни в целом и медобслуживания в частности, а отплачивать уже мало кому придется…

 

— На Западе человек в возрасте 60 лет еще довольно работоспособный, а выйдя на пенсию, еще полон сил и может посвящать время своим интересам. А вот наша женщина в 55 соответствует 65-летней европейке по состоянию здоровья в связи с болезнями, экологией, нагрузкой, условиями труда, о которых в ЕС даже не догадываются, — возмущается Денисова.

 

А главное, подчеркивает бывший министр, то, что на целых 10 лет увеличат стаж для получения пенсии, то есть, чтобы в 60 лет выйти на пенсию, сегодняшней сорокалетней женщине нужно иметь за плечами минимум 10 лет стажа и отпахать день в день еще 20. Повышение пенсионного возраста — мера очень даже целесообразная, возражает Шангина: 55 лет для современной женщины — не тот возраст, чтобы хотеть уйти с работы, зачем исключать в принципе не старого еще человека из социума? Другой вопрос, что это ничего не решит экономически.

 

— Вот уже 20 лет нам рассказывают о катастрофической демографической ситуации в стране, но, тем не менее, за последние 15 лет соотношение среднегодовой численности занятого населения к пенсионерам не изменилось: имеем 20 млн работающих и около 14 млн с небольшими колебаниями пенсионеров, и это нормально, мы в Европе этим не оригинальны, — объясняет Шангина. — Ясно, что демографическая ситуация у нас не из лучших, но пока она ведет только к тому, что снижается средний возраст украинца, а если учесть, что заметная доля мужчин умирает, не доживая до пенсии, не думаю, что она столь критична именно с точки зрения пенсионного обеспечения.

 

Гораздо умнее было бы ввести накопительную систему в ПФ, считает Денисова, чтобы страхование велось по иному принципу: человек работал, делал отчисления и знал, что они идут не в общий котел, а лично на него, и в случае чего перейдут по наследству его детям.

 

МВФ не принимает во внимание ни позицию профсоюзов, ни особенности страны, которой он дает рекомендации, говорит Шангина, требования фонда ни хороши, ни плохи, а просто стоят на экономической платформе, и социальные последствия реформ эту структуру не волнуют. А момент для повышения пенсионного возраста у нас выбран крайне неудачно, ведь общество находится в состоянии стресса, обращает внимание эксперт. Как же встретят законопроект в парламенте этой осенью, если он уже так непопулярен в народе?

 

— Реформы непопулярны, только если их проводят непопулярные люди с неправильными мотивациями, — говорит политолог Дмитрий Выдрин. — Оппозиция, конечно, будет против, не исключено, что снова в ход пойдут яйца, но ведь тот, кто «работает яйцами», никогда не побеждает работающего головой. Но в Раде и даже в оппозиции есть адекватные люди, понимающие, что с ПФ надо срочно что-то решать, так что тотальной конфронтации все же быть не должно.

 

Татьяна Негода

 

401