Активность игроков на рынке слияний и поглощений поднялась до самых высоких отметок с конца 2009 г. Это несколько противоречит всем сообщениям о снижающейся уверенности игроков, пишет сегодня The Wall Street Journal.
Вчера, когда вышедшая статистика по росту числа безработных в очередной раз уронила индекс Dow Jones Industrial Average на 144 пункта, Intel объявила о том, что покупает McAfee за $7,7 млрд наличными. Это сообщение вышло всего за несколько часов до того, как First Niagara Financial Group заявила о самом крупном слиянии в банковском секторе с начала финансового кризиса в 2008 г.: группа решила поглотить NewAlliance Bancshares Inc. Впрочем, обе эти сделки бледнеют перед оглашенными во вторник планами BHP Billiton приобрести Potash Corp за $39 млрд.
В течение первого полугодия этого года рынок слияний и поглощений простаивал. Корпорации предпочитали сидеть на своей наличности и ждать признаков оживления экономики. Большинство крупных сделок проходило в Азии, которая исторически считалась отстающим регионом на рынке поглощений. Новости этой недели свидетельствуют о том, что некоторые управляющие устали ждать поворота событий и решили совершить его самостоятельно. С понедельника было объявлено о сделках на общую сумму $85 млрд. Это самый высокий показатель с 13 декабря 2009 г., когда Exxon Mobil Corp сообщила о покупке XTO Energy Inc за $40 млрд.
Одним из факторов может быть то, что наличные жгут карманы корпорациям. По данным FactSet Research, на конец I квартала у компаний США, торгующихся на рынке, имелось $2,03 трлн наличными или в виде краткосрочных вложений. Это на 57% больше, чем за тот же период 2006 г. Впрочем, списывать все только на тот факт, что корпорации спешат потратить деньги, не стоит. Общая слабость экономики способствует одному важному аспекту в сделках — финансированию. Ставки по облигациям как у компаний с инвестиционным рейтингом, так и у тех, рейтинг которых считается «мусорным», продолжают снижаться. В четверг ставки по 10-летним гособлигациям США упали ниже отметки в 2,6%. Это помогает корпорациям занимать по рекордно низким ценам.
Пока игроки на рынках мутят воду, в воздухе витает оппортунизм. Когда Blackstone Group согласилась купить компанию Dynegy за $550 млн на прошлой неделе, акции последней держались на самых низких отметках за всю историю существования компании. Акции Genzyme Corp стоили $53, когда в прессу просочилась информация, что компанией заинтересовалась фармацевтическая Sanofi-Aventis. Sanofi предложила заплатить за Genzyme по $69 за акцию. В 2008 г. эти акции стоили $83.
Эти факторы вынудили управляющих компаниями отказаться от осторожного поведения. Директор Catepillar Дуг Оберхельман заявил инвесторам, что сейчас самое время для поглощений. Еще в мае глава IBM Сэмьюэль Палмизано пообещал, что в следующие пять лет компания потратит на сделки слияний и поглощений $20 млрд. Это больше, чем в предыдущие 10 лет.
По словам банкиров, лидировать в списке крупных сделок будут компании технологического, энергетического и сырьевого секторов, а также сектора здравоохранения. Все они лучше других защищены от финансовых потрясений. Впрочем, в этот список можно также добавить компании, которые производят товары ежедневного потребления. Частично именно эта мысль двигала Rank Group, когда компания во вторник объявила о покупке Practiv Corp, производителя пакетов для мусора, за $4,6 млрд.
На сегодня объемы сделок по слиянию и поглощению выросли на 24% по сравнению с тем же периодом 2009 г. Объем международных сделок уже превысил цифру, которая была за весь прошлый год. Азиатские инвесторы все чаще покупают компании на Западе. Последний тому пример — июльское приобретение Electricite de France SA гонконгской Cheung King Infrastructure Holdings за $9,05 млрд.
513