Пиво на розлив

 

Региональные производители живого пива теснят мультинациональные пивоваренные компании

 

Киевлянин Сергей Родионов помнит еще советское разливное Жигулевское пиво, бидоны и очеред и возле уличных бочек. Поэтому появление у его дома магазина, специализирующегося на разливном пиве, Родионова обрадовало. «Обожаю «живое» пиво светлых сортов! В нем есть какой-то свой изящный вкус», — говорит он и тут же заказывает Жигулівське, сваренное на заводе Полтавпиво. Такие ценители нефильтрованного и непастеризованного, а потому, по мнению знатоков, особенно полезного и вкусного напитка — главный актив появившихся сетей «разливаек». Только за последний год в столице количество магазинов, в которых покупателям наливают пиво и в кружки, и в бутылки, возросло вшестеро — с 50 до 300. И масштабная оккупация новых торговых площадок продолжается. По словам Андрея Довганя, учредителя сети магазинов Беерховен, рынок разливного пива в Украине переживает настоящий бум — первый в отрасли отечественного пивного ретейла. «Разливайки», которые в прошлом году были представлены только в нескольких городах Украины, сегодня превращаются в национальные торговые сети. В них к радости пивоманов представлены всевозможные сорта пенного напитка — от элитных европейских до популярных отечественных, сваренных на региональных пивзаводах.

 

Причины роста экспертам известны: запрет на публичное потребление хмельного напитка в бутылочной таре, направивший го любителей в «разливайки», плюс недавнее изобретение пеноасителей — специального оборудования, которое сделало возможным розлив пива практически в любые емкости. «Совпадение этих двух обстоятельств привело к появлению нового канала пивных продаж», — отмечает Довгань.

 

В результате, по данным отраслевой компании Укрпиво, новая разливочная схема сбыта живого» пива стала сильнейшим катализатором для производителей пенного напитка в регионах, которые за первый квартал этого года увеличили его выпуск на 35 % и уже «откусили» у гигантов производства около 5 % рынка.

 

«То, что мы продавали за месяц, теперь продается за час, и сегодня мы работаем на пределе своих производственных возможностей», — признается Леон Липецкий, директор Бердичевского пивзавода, чье пиво — Бердичівське Кармеліт и Хмільне — стало хитом сезона в столичных «разливайках».

 

Участники рынка, похоже, и сами не ожидали такого размаха. По уровню деловой активности Довгань сравнивает пивной рынок с рынком недвижимости, в котором он трудился до кризиса.

 

«Сейчас уже очевидно, — уверен он, — что это начало большого бизнеса, который займет свою немалую нишу в отрасли, которую до недавнего времени делила большая пивная четверка: украинская компания Оболонь, а так-же международные пивоваренные гиганты SUN InBev Украина (ТМ Черниговское), Carlsberg Group (ТМ Славутич) и SABMille (ТМ Сармат)».

 

Под крышечкой

 

Горячее время в сети Беерховен — пятничный вечер, когда туда начинают стягиваться сотрудники из близлежащих офисов, основные покупатели «живого» пива элитные сорта которого зачастую стоят вдвое дороже бутылочного. За барной стойкой помещается 20 человек: ровно столько напротив них кранов с разными марками напитка — от импортного Kru ovice до отечественного Бердичівського.

 

Пятницу здесь называют рыбным днем из-за закуски, которую предлагают как раз в этот день Местные рыбаки привозят сюда копченую днепровскую воблу и леща. «Именно из-за этой вкусовой ностальгии я и люблю такие магазины», — смакует Родионов.

 

В отличие от него, отдавшего сердце (или, точнее, желудок) Жигулевскому, родившемуся на территории Советской России, его товарищ Илья Любимцев по пивным этикеткам изучает географию Украины. «Когда попробовал бердичевское пиво, то из-за вкуса подумал, что это где-то возле Праги», — улыбается он и показывает собственную карту путешествий, где синим маркером отмечен украинский маршрут пивного туриста: Тернополь, Бердичев, Полтава и Лисичанск — именно там выпускаются его любимые сорта.

 

Спрос на региональное разливное пиво, прогнозируют эксперты, спадет нескоро, и, скорее всего, оно станет долгосрочным трендом ретейла. Начало этому процессу, по словам Марьяна Годы, директора Ривненского пивзавода (ТМ Рівень), положил экономический кризис, когда употребление напитка в ресторанах и пабах резко сократилось, а торговля непастеризованным пивом в розлив в небольших торговых точках стала его дешевой альтернативой.

 

Теперь же эта временная альтернатива выросла в огромный сегмент рынка. По словам директора сети Пивная коллекция Алексея Мушака, до «разливочного» периода в стране 95 % пива продавалось в бутылках и лишь 5 % — в розлив. «А вот сейчас в Украине можно выйти на уровень паритета: 50 % — бутылочного и 50 % — разливного пива», — уверен Мушак.

 

Причем главное, считает директор сети, держать равнение на Европу, где в розлив идет около 80 % пива, а в бутылки закупоривается только 20 %.

 

Деловая активность на этом рынке поражает даже видавших виды маркетологов. «Пивные у дома сейчас растут как грибы, — отмечает президент Международной маркетинговой группы Дмитрий Роденко. — Последний раз я такое наблюдал, когда строилась франчайзинговая сеть Форнетти».

 

По подсчетам участников рынка, если сегодня в столице функционирует около трех сотен специализированных магазинов, то в Харькове и Днепропетровске — около 200, и еще около сотни — в Одессе, Николаеве, Виннице, Запорожье и Херсоне.

 

Некоторые из точек уже выросли от районных «разливаек» до уровня национальных сетей и теперь, по словам Ярослава Подолянко, учредителя торговой сети Пиволюб, по схеме франшизы разрослись на всю страну. Так, например, право работать под торговой маркой Пиволюб, которое уже приобрели около 30 предпринимателей, может стоить неофиту от 70 тыс. до 130 тыс. грн. И в эту сумму включена стоимость предоставляемого оборудования и аренды торгового зала.

 

Конечно, начать пивной заплыв можно и самостоятельно. В этом случае открытие одной торговой точки, рассчитанной на продажу 15-20 сортов, обойдется примерно в сумму от $ 15 тыс. до $ 30 тыс. — таковы результаты подсчетов учредителя сети Пивной барон Сергея Асташева. К тому же на плечи предпринимателя ляжет закупка оборудования и получение разрешительной документации на обустройство магазина.

 

И даже в этом случае игра стоит свеч. «С рентабельностью в 30-40 % вы сможете отбить эти деньги менее чем за год», — не сомневается предприниматель Довгань.

 

В итоге появление нового канала продаж стало главной причиной резкого увеличения производства региональными предприятиями, которые воспользовались возможностью нарастить продажи своего пива. Так, Бердичевский завод (ТМ Бердичівське) сварил в прошлом году почти на 200 тыс. декалитров продукции больше, чем годом ранее. На треть выросло производство на Лисичанском пивзаводе, а Хмельницкий (ТМ Хмельпиво) и Микулинецкий (ТМ Микулинецьке) заводы и вовсе заявили о двойном увеличении производства пенного напитка в «живом» виде.

 

«Те, кто ранее продавал Оболонь, теперь продает нас, — отмечает Липецкий. — Сами приезжают к нам на завод и просят дать наше пиво на реализацию».

 

На дне бутылки

 

Кого не радует бурное развитие безбутылочной розницы, так это крупнейших пивоваров: с каждым месяцем они теряют покупателей. Как сообщил прессе Александр Говядин, финансовый директор компании Славутич, с начала года «бутылочные» продажи в столице упали на 10 %, а в целом по Украине — на 6 %.

 

Но отечественные колоссы сдаваться не спешат и планируют сами заработать на растущем спросе на «живое» пиво. В частности, в конце 2009 года, по данным главы компании Укрпиво Галины Кореньковой, Оболонь выпустила свой напиток — Оболонь Живе. Его первые точки розлива появились в столичных супермаркетах и пивных магазинах.

 

В свою очередь, ближайший конкурент киевлян, Carlsberg Group, в июле 2010 года наладил серийный выпуск самого востребованного сорта Львівське Живе. Оглядываясь на конкурентов из «разливаек», начала продавать подобным образом свое Рогань Монастирське и Чернігівське Біле и компания SUN InBev Украина.

 

Кроме того, крупные пивовары устроили охоту на самые прибыльные региональные пивзаводы. По словам Липецкого, к нему уже на протяжении года поступают предложения от чешских, немецких и украинских компаний о покупке его предприятия.

 

Несмотря на щедрые обещания инвестиций и модернизации, пивовар не спешит соглашаться на правление варягов. Липецкий уверен, что любые новшества, в том числе и массовый выпуск напитка, погубят его вкус.

 

«Мы пиво варим по старым рецептам, как для трех человек, а не как для роты солдат — и в этом наш главный секрет качества», — не без гордости утверждает директор завода.

 

 

Максим Бироваш, журнал «Корреспондент»

835