Демарш несогласных

 Осенью исполняется пять лет повторной приватизации ОАО “Криворожсталь” (Днепропетровская область).

С чем пришел к этой дате собственник предприятия? 

 

С 3 по 5 августа на “Arcelor Mittal Кривой Рог” работала комиссия Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины, которая проверяла выполнение инвестиционных обязательств согласно условиям договора купли-продажи меткомбината.

 

Не успели высохнуть печати и подписи на актах проверки, как пресс-служба предприятия поспешила ознакомить с ее результатами общественность. Такая оперативность объясняется просто: итоги инспекции оказались весьма успешными.

 

Согласно акту проверки, подписанному ФГИ и администрацией “Arcelor Mittal Кривой Рог”, предприятие выполнило обязательства по всем пунктам договора купли-продажи, кроме тех из них, реализация которых отложена в связи с форс-мажорными обстоятельствами — финансово-экономическим кризисом, что закреплено дополнительным соглашением к договору купли-продажи комбината от 14 мая 2009 года.

 

По словам директора по социальным и общим вопросам “Arcelor Mittal Кривой Рог” Александра Зозули, несмотря на сложные экономические условия, комбинат продолжает выполнение социальных обязательств. “4 августа мы открыли новую поликлинику (в которую инвестировано 27 миллионов гривен), оснащенную современным медицинским оборудованием. Также с 1 июля 2010 года действует новый договор о добровольном медицинском страховании наших работников за счет предприятия. Мы завершаем строительство двух жилых домов, и в сентябре бесплатно предоставим нашим работникам 165 квартир. Все наши оздоровительные комплексы работают, и более сорок тысяч наших сотрудников и членов их семей проведут свой отпуск на наших базах отдыха в этом году (…) Наша социальная инфраструктура исправно функционирует, и мы полностью выполняем наши обязательства по обеспечению условий для оздоровления и отдыха наших работников”, — рассказал Зозуля.

 

Как отметил новоназначенный гендиректор “Arcelor Mittal Кривой Рог” Ринат Старков, во время очередной проверки представители ФГИ имели непосредственную возможность обсудить выполнение инвестобязательств и с руководством предприятия, и с представителями профкома. “Для нас очень важен продолжающийся диалог с Фондом госимущества, а также тот факт, что через ФГИ государство может осуществлять контроль выполнения инвестиционных обязательств на нашем предприятии. Мы будем продолжать сотрудничество с Фондом госимущества Украины, и я подтверждаю нашу приверженность взятым на себя инвестиционным обязательствам”, — заявил Старков.

 

Отметим, проверяющие во главе с директором департамента договорного менеджмента ФГИ Юрием Никитиным действительно встречались с руководством профкома, только встреча эта, по мнению последних, носила формальный характер. Интрига в том, что время для встречи представители ФГИ нашли только перед самым отъездом, когда уже были сделаны соответствующие выводы и составлен предварительный акт проверки, требующий лишь подписей двух сторон. Кроме того, проверяющие сообщили главе профкома предприятия Юрию Бобченко, главе профкома металлургического производства Тимуру Кузину, начальнику юридического отдела профкома Наталье Маринюк и юрисконсульту Юлии Бардиной, что с ними будут разговаривать лишь на темы, касающиеся выполнения инвестобязательств исключительно в пределах социальной сферы.

 

Разумеется, профком возмутил этот факт. По их мнению, выполнение инвестпрограммы по модернизации производственных мощностей, природоохранным мероприятиям напрямую сказывается на положении дел в социальной сфере и имеет прямое отношение к интересам трудового коллектива.

 

Вот реакция профкома “Arcelor Mittal Кривой Рог” на результаты проверки ФГИ: “Ознакомившись (…) с подготовленным проектом акта проверки, представители профкома в очередной раз не увидели готовности комиссии Фонда со всей строгостью спрашивать с собственника за все его действия или, наоборот, бездействие, касающиеся выполнения обязательств по договору купли-продажи пакета акций комбината “Криворожсталь”. Так, комиссия Фонда снова не нашла причин для того, чтобы в акте проверки было сказано о невыполнении каких-то пунктов инвестобязательств. Сделав вывод, что на момент проведения проверки условия договора купли-продажи собственником предприятия выполняются, проверяющие из ФГИ добавили к тому только одно замечание, предписывающее собственнику в срок до 31 августа текущего года “обеспечить начало реализации” обязательства, предусматривающего введение для работников предприятия дополнительного пенсионного обеспечения за счет негосударственного пенсионного фонда”.

 

По мнению представителей профкома, замечаний по выполнению собственником условий договора купли-продажи должно быть гораздо больше. Профком готов доказать, что целый ряд пунктов договора не выполняются. В частности, собственником не обеспечиваются темпы роста зарплаты, которые бы отвечали обязательствам по достижению на предприятии уровня средней зарплаты не менее чем размер, предусмотренный минимальным отраслевым стандартом оплаты труда.

 

“Очень остро стоит на “Arcelor Mittal Кривой Рог” проблема, связанная с неуклонным и существенным уменьшением на протяжении последних лет численности работников предприятия по сравнению с той штатной численностью, которую имел комбинат “Криворожсталь” на момент продажи нынешнему собственнику. Как известно, эту штатную численность собственник, подписывая осенью 2005 года договор купли-продажи с Фондом госимущества, обязался сохранять на протяжении пяти лет. И на бумаге она сохранена, и сегодня штатное расписание, утвержденное на предприятии, предусматривает наличие рабочих мест для более чем 57 тысяч человек. Однако на самом деле, как всем известно, из-за инициированной собственником системы добровольного увольнения на предприятии имеются многотысячные вакансии, на которые сторона собственника никак не желает принимать новых работников, причем, даже там, где работа неполным штатом идет вразрез с нормами охраны труда”, — отметили в профкоме.

 

Не намерен профком закрывать глаза на тот факт, что за формально добровольным увольнением работников нередко кроется скрытое сокращение, ведь увольнение работников по системе добровольного увольнения (СДУ) “стимулируется” не только материальными бонусами: “Известны не единичные случаи, когда должность работника не включалась в новое штатное расписание при реорганизации подразделения, в котором он трудился, и в результате он оказывался как бы “зависшим в воздухе”. В качестве выхода из такого “состояния” ему предлагалось воспользоваться СДУ. При этом решения о реорганизации структурных подразделений, приводящие к подобным случаям, принимались на предприятии без согласования с профкомом, что прямо противоречит действующему коллективному договору”. Таким образом, речь идет о невыполнении собственником еще одного пункта инвестобязательств, которое требует от него выполнения колдоговора в полном объеме.

 

Недовольны представители профсюза и темпами выполнения собственником обязательств по строительству жилья, которые зафиксированы как в договоре купли-продажи комбината, так и в колдоговоре. Принятая на “Arcelor Mittal Кривой Рог” программа жилищного строительства, которую согласовывал профком предприятия, предусматривает ежегодную сдачу на протяжении 2009-2011 годов новых жилых домов на 150 квартир. В прошлом году ни одного дома сдано не было. И в текущем году срок сдачи двух новостроек постоянно откладывается. Причем в новостройках этих насчитывается всего 164 квартиры, а сдать до конца года требуется 300.

 

Кроме того, нельзя считать выполненным обязательство о создании рабочих мест для инвалидов в количестве, соответствующем нормам Закона “Об основах социальной защиты инвалидов в Украине”. Сегодня на предприятии трудится инвалидов почти втрое меньше, чем предусмотрено упомянутым законом.

 

Касательно обязательств по выделению средств в размере соответственно 0,6% и 0,5% от суммы реализованной за год продукции на охрану труда и улучшение социально-бытовых условий. Вызывает вопросы ситуация, когда средства на указанные цели в установленных размерах (а иногда и сверх того) вроде бы выделяются и осваиваются, однако конкретные мероприятия, согласованные с профкомом, которые должны финансироваться за счет выделяемых средств, выполняются в неполном объеме, а то и вовсе откладываются “на потом”.

 

Между тем комиссия ФГИ согласилась только с одним замечанием из обширного перечня. Оно касается нарушения администрацией комбината пункта колдоговора, регламентирующего порядок работы объектов общепита. В акте проверки записано требование к стороне собственника: обеспечить выполнение данного пункта колдоговора в срок до 30 сентября 2010 года.

 

В целом недовольство профкома как деятельностью инвестора, так и результатами проверки ФГИ понятно. По мнению профсоюзных лидеров, Фонд попросту в очередной раз закрывает глаза на ряд грубых нарушений инвестобязательств. Результаты нынешней проверки практически ничем не отличаются от результатов предыдущей, которая состоялась в марте нынешнего года. Тогда руководство профкома тоже встречалось с представителями ФГИ и предоставляло перечень замечаний.

 

Напомним, весной текущего года глава профкома комбината Бобченко обратил внимание комиссии на самые болезненные вопросы: износ основных фондов предприятия, сокращение численности персонала, ситуацию с обеспечением рабочих средствами индивидуальной защиты и некоторые аспекты социальной программы.

 

Согласно заявлениям профсоюзных лидеров, если на момент продажи комбината износ производственных мощностей составлял 60-65%, то сегодня показатель износа достиг 90%, а в некоторых подразделениях превышает эту цифру. Не менее болезненным является и вопрос 19-тысячного штатного недокомплекта персонала. Резко возросшая интенсивность труда приводит к переутомлению работников, что способствует росту заболеваемости и травматизма. Также была подвергнута критике система заключения трудовых договоров с новыми работниками, принимаемыми на комбинат. С одной стороны, выполняя ту же трудовую нагрузку, человек не обладает и половиной тех льгот, которые полагаются штатным работникам. С другой — по завершению трудового договора, предприятию гораздо легче избавиться от ставшего ненужным работника.

 

 

 

536