Самый успешный инвестор столетия Уоррен Баффет объявил «о выходе на пенсию», назвав имя своего преемника на посту управляющего Berkshire Hathaway
Через 54 года после начала карьеры управляющего глава Berkshire Hathaway Уоррен Баффет готов покинуть свое место.
Его слушали все, кто так или иначе связан с фондовым рынком. Только за право отобедать или отужинать в его обществе финансисты со всего мира готовы были платить миллионы долларов. Нынешним летом за ланч, который традиционно организовывается с 2000 года в нью-йоркском ресторане Smith & Wollesky (имеет репутацию лучшего стейкхауса в США) и где минимальный заказ начинается со ста долларов, неизвестный на аукционе заплатил рекордные $2,63 млн. И вот теперь «оракул из Омахи», «миллиардер №3», легендарный глава Berkshire Hathaway 79-летний Уоррен Баффет, состояние которого Forbes оценивает в сорок семь миллиардов долларов, готов отойти от дел и передать один из крупнейших инвестпортфелей мира в управление другого человека. Им может стать американец китайского происхождения Ли Лу, пишет Инвест газета.
Даже в этом шаге «старика» Баффета инвесторы всего мира усмотрели некий «знак», напутствие для следующего поколения финансистов — изменение тренда в мировых инвестициях с переориентацией на китайскую экономику. О консервативности Баффета ходили легенды. А его инвестиционная стратегия поражала всех своей простотой. Ее главным постулатом был выбор для инвестиций только в те сферы экономики, в которых вы сами хотя бы мало-мальски разбираетесь. И набраться терпения, чтобы дождаться, когда вложения дадут отдачу. Вот, собственно, и все. Или почти все.
Есть у Баффета еще пара фирменных приемов. Речь идет о том, что покупать следует не просто консервативные активы, а самые консервативные. Само собой, никаких «доткомов» в портфеле «правильного» инвестора быть не должно. Сомнительны даже ценные бумаги нефтяных и других сырьевых компаний. Баффет покупал доли лишь в том бизнесе, без продукции или услуг которого люди в принципе не могут обойтись. Поэтому значительные средства инвестиционного холдинга Berkshire Hathaway были вложены в компании, производящие продукты питания (к примеру, в Dairy Queen или ту же See’s Candies), а также напитки — Anheuser-Busch и Coca-Cola. Трудно обойтись и без самых простых лекарств и средств гигиены. Потому компания Баффета владела пакетами акций корпораций Procter & Gamble и Johnson & Johnson. Кроме того, в его портфеле представлены такие секторы экономики, как энергетика (MidAmerican Energy) и страхование (Geico, General Re).
Результат подобной стратегии впечатляет. Как подсчитали журналисты WSJ, $10 тыс. инвестиций Баффета в начале его карьеры в 1956 году к нашим дням обернулись $300 млн. И весь этот рост происходил как будто сам собой — без недружественных поглощений, разгонов менеджмента, привлечения дополнительных капиталов, радикальных реструктуризаций компаний. Тем самым миллионы инвесторов — как частных, так и профессиональных — следовали за ним, установив негласное правило: «Куда вкладывает «старик» — туда следует инвестировать и свои сбережения».
Правда, «смещение» Баффета в сторону Поднебесной произошло несколько раньше. Еще в 2008 году он инвестировал в китайскую компанию BYD — производителя автомобилей и батарей. С тех пор этот пакет вырос в цене в шесть раз, и Berkshire Hathaway заработала $1,2 млрд. Кстати, приобрести акции BYD Баффету порекомендовал не кто иной, как Ли Лу.
Вячеслав Мироненко
451