Янукович сливает металлургию?

Используя максимально благоприятную политическую и экономическую ситуацию, россияне получили шанс существенно ослабить металлургию Украины, избавившись от одного из глобальных конкурентов на мировых рынках.

 

Процесс движется в двух направлениях – финансируемая российским госкапиталом скупка украинских метактивов, и окончательное перекрытие доступа украинского экспорта на емкий рынок РФ.

 

На совещании «О мерах по развитию черной металлургии», прошедшем в Челябинске 23 июля, представитель Министерства экономического развития и торговли РФ заявил, что ведомство рассматривает возможность заключения с Украиной долгосрочного соглашения о поставках труб и стали взамен ныне действующего механизма квот.

 

По словам замминистра МЭРТ А.Клепача, вопрос взаимоотношений с Украиной крайне важен для российского рынка труб и стали. «Поэтому мы вместе с Минпромом и производителями должны определиться, какая будет дальше модель работы с Украиной – или квоту увеличить, или вообще идти на какое-то длительное соглашение», – заявил А.Клепач, добавив, что «украинцы нас самих на свой рынок не пускают». Поэтому, по его словам, подобное соглашение необходимо заключать с учетом встречных уступок Киева.

 

Таким образом, пусть не сразу, но в перспективе может появиться объединенный рынок России и Украины, сказал замминистра. «Но при этом доминирующие позиции наших трубников и металлургов мы могли бы отстоять». Последний тезис можно назвать ключевым в позиции россиян, для которых сейчас складывается благоприятная ситуация, чтобы фактически поставить под контроль металлургию Украины.

 

40% за 4 года

 

Процесс массового входа россиян в украинскую черную металлургию, базовую для отечественной экономики отрасль, стартовал в 2007 г. продажей горно-металлургических активов группы «Приват» российской Evraz Group (объектом сделки стали преимущественно сырьевые предприятия – 3 коксохима, ГОК + ДМЗ им. Петровского, завод средней мощности с очень изношенным оборудованием).

 

В 2008 г. структуры депутата Госдумы РФ Вадима Варшавского, владельца холдинга «Эстар», приобрели принадлежащую Мохаммаду Захуру Istil Group, включая базовое предприятие группы ММЗ «Истил-Украина» (ныне Донецкий ЭМЗ).

 

В этом же году, по сведениям прессы, структуры близкие к группе VS Energy зампреда российской Госдумы Александра Бабакова и совладельцу банка «Приват» Игоря Коломойского, установили паритетный контроль над ведущим в стране производителем спецсталей заводом «Днепроспецсталь».

 

С началом мирового кризиса позиции украинской металлургии сильно ослабели и она стала легкой добычей для агрессивных конкурентов с севера. 

 

В конце 2009 г. «Индустриальный союз Донбасса» сообщил о продаже контрольного пакета акций группе российских инвесторов во главе с владельцем компании Carbofer Александром Катуниным. Сделка финансировалась «Внешэкономбанком», главой набсовета которого является Владимир Путин.

 

Летом 2010 г., как сообщают неофициальные источники, более 94% акций одного из крупнейших в Украине меткомбината «Запорожсталь» были куплены российской компанией «Тройка Диалог» у британской Midland Resources Эдуарда Шифрина и Алекса Шнайдера и «запорожской» группы акционеров (Игоря Дворецкого, Виталия Сацкого и Артура Абдинова). Россияне увели запорожский меткомбинат буквально «из-под носа» у Р. Ахметова, связанная с которым (по сведениям прессы) компания Luxe Holding в Лондонском суде требует сейчас от компании Шифрина и Шнайдера выплаты неустойки за отказ от продажи ей акций Midland.

 

Примечательно, что покупку россиянами акций запорожского меткомбината вновь финансировал «Внешэкономбанк». По данным газеты «Деловая столица», близкие к сделке источники сообщили, что «Тройка Диалог» является не более чем посредником, а реальным покупателем ценных бумаг украинского метпредприятия фактически является российская власть. 

 

После окончательного оформления россиянами права собственности на «Запорожсталь», в руках наших северных соседей окажутся предприятия (включая заводы ИСД, «Петровку» и принадлежащий сейчас «Мечелу» ДЭМЗ), суммарно выплавляющие минимум 11 млн. т стали в год, или около 40% всего производства в Украине. Если бы рейдерам, которые пытались «зайти» на ММК им. Ильича также в интересах анонимных российских заказчиков, удалась их попытка, наши соседи-конкуренты контролировали бы уже почти 55% отраслевого производства.

 

Позиции же национального капитала в металлургии существенно пошатнулись, однако все еще остаются внушительными. После объединения (а де-факто поглощения) с ММКИ суммарная выплавка стали «Метинвестом» составит около 14 млн. т стали, или примерно 45% от всего производства в Украине. (Для справки: «Донецксталь», еще одна именно украинская метгруппа в металлургии, производит всего полмиллиона тонн стали, концентрируясь пока на угольно-коксовом секторе. Второй ведущий игрок рынка – «Арселор Миттал Кривой Рог», выпускающий более 15% стали в Украине, как известно, принадлежит транснациональной ArcelorMittal).

 

Таким образом, большая половина украинской металлургии все еще остается под контролем национальных ФПГ, что несколько усложняет россиянам процесс реализации стратегического плана по «принуждению ее к дружбе».

 

Не мытьем, так катаньем

 

Нынешний контекст взаимоотношений Москвы и Киева позволяет россиянам решить все беспокоящие их вопросы в сфере металлоторговли на политическом уровне, при минимальных финансовых затратах.

 

Отметим, что в течение многих лет (практически с начала 2000-х гг.) Россия ограничивает ввоз на свою территорию металлопродукции из Украины, преимущественно готового проката и труб. Большинство ограничительных мер были пролоббированы местными метхолдингами, которые заинтересованы в сужении продаж на рынке весьма конкурентоспособной украинской продукции. К середине 2000-х годов, в период существенного охлаждения политических отношений двух стран, торговые ограничения (пошлины или квоты) были введены практически на все востребованные виды проката из Украины.

515