Постановка украинского режиссера, который с 2004 года не имеет места работы в Украине и ставит спектакли исключительно за рубежом, стала возможной благодаря Посольству Германии в Украине, Киевскому Медиа Холдингу, который выступил главным медиапартнером проекта, при финансовой поддержке Сергея Таруты и компании ИСД.
Спектакль создан на базе Черкасского академического драматичного театра имени Тараса Шевченко.
Советник городского головы по вопросам свободы слова Казбек Бектурсунов от имени города пообещал режиссеру сделать все, чтобы вскоре для него нашлось место в театральном пространстве Киева. Представления Жолдака в городской галерее “Лавра” — первый шаг на этом пути.
Сегодня в галерее «Лавра» состоится последний из четырех премьерных показов.
Три дня, начиная с 26 октября, представление было значительно больше, чем мест в зале. В постановке по мотивам пьесы немца Георга Бюхнера «Войцек» режиссер, кроме изображения отношений семейной пары, ввел в канву действа реалии современной Украины. Сценическая площадка, где разворачиваются события, разделена на несколько отсеков стеклянными перегородками.
Первое действие представления проходит в психиатрической больнице Черкасс. Герой Бюхнера — солдат Войцек (Сергей Бобров), его жена Мария (Вера Климковецкая) и их маленький сын (Дмитрий Брехаря) — пациенты. На сцене бегают непутевые милиционеры с палками, забивая ими всех, кто попадает под руку. Девушка, которая очутилась здесь сразу после посещений местной дискотеки, будет приплясывать, размахивая желто голубым флагом под воспалительные ритмы песни «Гоп, гоп, гоп» Верки Сердючки. Над сценой установлены экраны, где во время действия транслируют хронику. На Западе ее, скорее всего, воспримут за криминальную, для нас же это — повседневные реалии: бомжи спят под заборами, беспризорные дети снуют в поисках еды.
Историю убийства мужа жены-предательницы, о которой идет речь в пьесе Бюхнера, изложено во втором действии спектакля. Все происходит в далеком будущем на космическом корабле в открытом космосе. Если в представлении «Гольдони. Венеция» Андрей Жолдак, изображая жизнь на Земле после вселенского потопа, испытывал героев водой, то теперь это другая стихия: воздух. В космосе кислорода нехватает, тогда как в первом действии герои «задыхались» от тотальной разрухи и вони городских свалок. Недостаток воздуха — конечно, метафора. Войцек и его жена, которые только что познакомились, «задыхаются» от чувств. Однако, когда Войцек узнал об измене жены и решил убить ее, он напустил в камеру ядовитого газа. А в финале их маленького сына запустят в ракете в бескрайние пространства Вселенной, возможно, чтобы положил начало новой цивилизации, лучшей за нашу, которая уже достигла апогея и находится на стадии самоуничтожения.
Реалии современной жизни редко появляются на украинских сценических площадках. Отечественный театр уже много лет существует изолировано от действительности, не торкаясь болезненных тем и не интересуясь проблемами общества, передает «Крещатик».
Об этом, в частности, говорил Андрей Жолдак перед премьерой, рассказывая о европейском опыте. Он выразил надежду, что вскоре и украинский театр будет активной составляющей общественной жизни, как, скажем, в Германии, где каждая премьера возмущает массу дискуссий и предопределяет резонанс не только среди художников, но и среди политиков и бизнесменов.
374
Discussion about this post