Две недели назад The Economist опубликовал условия, при которых результатам стресс-тестов европейских банков можно будет почти безоговорочно доверять. Теперь можно самостоятельно убедиться, выполнены ли эти условия и можно ли верить выводам ЕЦБ
Перед Европой стояла сложная задача. Гораздо сложнее, чем перед США год назад: все-таки 91 банк — намного больше, чем 19. При этом задание легло на плечи сразу нескольких регуляторов – Еврокомиссии, ЕЦБ и Европейского комитета органов банковского надзора (CEBS). Кроме того, еще и определение капитала в Европе более размытое, чем в Америке, так что рынки уже не слишком полагаются на подобные тесты как свидетельство платежеспособности. Что же, согласованностью действий и достоверностью тестов европейцы решили пожертвовать. Тем не менее результаты стресс-тестов все-таки будут заслуживать внимания и доверия, если будут выполнены три условия.
Во-первых, некоторые банки должны «провалить экзамен». Если полностью 100% финучреждений пройдут его успешно, это будет означать, что «экзаменационные вопросы» не были слишком сложными. Обнадеживает тот факт, что некоторые компании отмечают, что тесты были ужесточены в последний момент.
Во-вторых, тесты должны учитывать риск суверенных дефолтов, хотя это и не так просто по политическим причинам. Каждый банк, который работает в особенно уязвимых экономиках, должен изучаться особенно тщательно во избежание ситуации, которая сложилась во время ипотечного кризиса, когда банки приуменьшали свои риски. В частности, нельзя обойтись без жестких тестов в Испании, состояние которой вызывает особенно серьезные опасения у инвесторов.
В-третьих, стресс-тесты должны быть грамотно «срежиссированы». Американские тесты были не только скрупулезными, но и в итоге продемонстрировали поразительную работу регуляторов. Поэтому меньше всего Европе нужно хаотичное обнародование результатов 91 банка, когда национальные регуляторы будут в частном порядке отрекаться от выводов и не станут планировать рекапитализацию финучреждений, которые провалят тесты. Худший сценарий на самом деле будет реализован не в том случае, когда результаты тестов окажутся бесполезными, а в том, когда они станут наносить существенный вред уверенности рынков. Но этого Европа может избежать.
335