Закон о маркировке модифицированных товаров существует, но это не гарантирует качество продуктов питания. Согласно рейтингу одного из украинских журналов относительно самых бессмысленных законов, которые приняла Верховная Рада в течение последней сессии, одно из первых мест, по мнению экспертов, занимает закон о маркировке продуктов питания относительно содержания генетически модифицированных организмов.
Производители восприняли это требование настолько буквально, что в настоящее время отметку «Без ГМО» можно увидеть на бутылках с минеральной водой, соками, на жестянках с рыбными консервами и на других продуктах, которые априори не могут содержать модифицированную белковую основу.
Если бы в Украине существовал единый государственный орган, который бы следил за маркировкой продукции, такого бы не было, заверяют экологи. Но пока подобного учреждения нет, потому и выходит, что едим — неизвестно что: колбасу или конфеты, где в основе модифицированная соя, или же продукты с этикеткой «Без ГМО», где здесь же, на упаковке, указано, что в их состав входит модифицированный крахмал.
Верить или нет производителям, которые так старательно выполняют закон о маркировке, дело каждого. Но речь идет о будущем генофонде нации. Если мы, взрослые, уже более или менее привыкли к консервантам, эмульгаторам и другим вредным веществам, то кормить ими детей просто опасно. О негативном влиянии модифицированных организмов на человека говорят много ученых — это и возникновение аллергических реакций, стойкость организма к антибиотикам и развитие других заболеваний. В странах, где эти продукты широко используют длительное время, ученые наблюдают резкий рост числа онкологических заболеваний, в частности, кишечника и прямой кишки.
Поэтому экологические организации Украины призывают власть вообще запретить использование ГМО в Украине, так как это сделали ведущие державы мира, например, Италия, Греция и Австрия. Если это пока еще кажется нереальным, то хотя бы создать орган по регуляции биобезопасности в Украине, который бы отвечал за перемещение, выращивание и распространение трансгенной продукции.
— Это должен быть единый орган власти, который будет координировать всю систему контроля по подготовке нормативных и законодательных актов, по созданию, организации и функционировании лабораторий, именно этот орган власти должен выполнять функцию фильтра, куда должны попадать все документы для принятия. Не может Министерство аграрной политики приказом министра в связи с экономическим кризисом позволять применение кормов с использованием элементов ГМО. Потому что у нас существует порядок государственной регистрации.
А в Украине не зарегистрирован ни один вид ГМО, потому ведомственная распорошенность в вопросах биобезопасности имеет негативное влияние на здоровье людей и окружающую среду, — отметила председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.
— Теперь наша организация не довольна тем, как маркируются продукты. Эту идею довели до абсурда, и контролируем мы лишь конечную стадию. В Европейском Союзе существует программа «От поля — к столу», которую мы хотим внедрить в Украине. Она предусматривает контроль семян для посевов, культур, которые выращиваются на полях, сельскохозяйственной продукции и сырья, мяса животных, которых кормили кормами с ГМО или без них. Мы должны сделать жесткие условия для тех, кто нелегально все-таки выращивает ГМО-культуры или использует модифицированное сырье.
Как отмечают экологи вместе с научными работниками Министерства охраны окружающей природной среды, многие иностранные производители, которые длительное время занимаются выращиванием ГМО-культур, видят в Украине потенциальный источник для сбыта товаров. Кстати, первоначальная идея создания генетически модифицированных продуктов — спасти человечество от голода, ведь для многих бедных стран это проблема «номер один». Однако некоторые из этих государств, зная об опасном влиянии мутированных организмов на человека, отказываются принимать гуманитарную помощь в виде продуктов питания, содержащих ГМО. В Украину же такие продукты до сих пор завозятся.
— Мы проследили два пути, по которым они пересекают границу нашего государства. Первый — их завозят под видом продовольственного или фуражного зерна, без документов с указанием, что это генетически модифицированные культуры. Тогда они перерабатываются на муку, используются в качестве сырья для продуктов питания или как кормы для животных. Второй путь — когда эти культуры завозятся для посева, опять же с поддельными сертификатами.
Государственная таможенная служба не имеет технических возможностей для проверки наличия ГМО в растениях или семенах. И наказать виновных тоже нельзя, потому что этого не предусматривает закон. Хоть там и сказано о привлечении нарушителей к административной и криминальной ответственности, но в соответствующих кодексах нет таких статей. Кстати, в Европе за несанкционированные посевы культур, содержащих ГМО, предусматривается штраф в 200 тысяч евро, а также лишение лицензии на выращивание сельскохозяйственных культур, — добавила Татьяна Тимочко.
Сколько же в Украине выращивается генетически модифицированных культур, точных и официальных цифр научные работники назвать не могут. По словам кандидата биологических наук, доцента Национального технического университета Украины «КПИ» Алексея Ситника, как только появляются результаты независимых экспертиз о площадях, занятых сельскохозяйственными культурами, содержащих ГМО, сразу появляются опровержения этих результатов со стороны компаний-производителей. Как правило, такие отрицания пишут комиссии, которые непосредственно сотрудничают с этими компаниями. Во всяком случае, исследований, которые бы доводили безвредность ГМО-продуктов, также в мире не существует.
— ГМО-продукция в Украине очень распространена. Колбасные изделия содержат соевые ингредиенты. А по нашим данным, примерно 70% сои, которая имеется на нашем рынке, является транзитной, и завезена к нам компанией, которая выращивает модифицированные культуры. Поэтому много сомнений вызывает нынешняя маркировка продуктов относительно содержания ГМО, поскольку она не отвечает действительности, — продолжил Алексей Ситник.
— И это касается не только соевых ингредиентов, но и кукурузных, которые также трансгенные, мы имеем неофициальные данные относительно посевов этой культуры в Украине. Пока у нас нет реестра ГМО, не может быть речи об объективной системе контроля ГМО в Украине. А риск бесконтрольного распространения ГМО действительно существуют. И это угрожает здоровью человека. Поэтому мы не допускаем их использования в детском питании. Но оно есть в продуктах для детей, частично даже в мороженом.
Но контролировать все продукты, которые попадают к потребителю, относительно содержания трансгенных веществ в Украине некому. Частично эту функцию берет на себя Министерство охраны окружающей природной среды. Но здесь отмечают, что с 2003 года, когда Украина присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности (документ предусматривает как раз контроль распространения генетически модифицированных продуктов), в ведомство не поступало ни одного официального обращения от производителей о возможности использования генетически модифицированных организмов в Украине. При этом модифицированной продукции у нас не уменьшилось, и бесследно она тоже не исчезла.
Инна Филипенко, «День»
367