Федеральная резервная система (ФРС) США на прошедшем в прошлом месяце заседании заявила о том, что может потребоваться дальнейший стимул, если экономика продемонстрирует более серьезные признаки замедления, свидетельствуют опубликованные в среду протоколы прошедшего 22 и 23 июня заседания ФРС, посвященного денежно-кредитной политике.
Принимая во внимание «относительно умеренное» ухудшение экономических перспектив, члены правления ФРС согласились с тем, что в настоящее время в дальнейшем смягчении денежно-кредитной политики нет необходимости.
«Однако члены отметили, что помимо продолжения разработки и тестирования инструментов выхода из периода чрезвычайно мягкой денежно-кредитной политики комитету будет необходимо решить, может ли стать целесообразным дальнейшее стимулирование экономики, если перспективы значительно ухудшаться», — говорится в протоколах, опубликованных с обычной задержкой.
ФРС в ходе июньского заседания также понизила свой прогноз для ВВП на 2010 год.
Июньское заявление Комитета по операциям на открытом рынке было более пессимистичным, чем предыдущие заявления. Это обусловлено тем, что восстановление на рынке труда начинает показывать признаки ослабления, а европейский кризис сделал финансовые условия «менее благоприятными» для экономики. Тем не менее, ни один из членов правления не предложил возможные конкретные шаги, такие как возобновление покупок активов, сообщается в протоколах.
«Большинство участников рынка по-прежнему считают целесообразным отложить продажи активов на некоторое время. Некоторые отметили, что умеренное ухудшение перспектив экономики со времени последнего заседания комитета является дополнительной причиной того, почему так следует сделать», — говорится в протоколах.
До сих пор ФРС не реинвестировала прибыль, полученную от приобретенных ипотечных облигаций. Когда походил срок выплаты по имеющимся казначейским ценным бумагам, ФРС покупала новые казначейские ценные бумаги с похожим сроком.
Майские показатели внешней торговли в США оказались весьма неутешительными для экономики страны, в результате чего многие экономисты вновь понизили свои прогнозы роста по второму кварталу.
После последнего понижения прогнозов по ВВП так и осталось не ясно, от чего страдает американская экономика: то ли это временное охлаждение после нормального выхода из рецессии, то ли речь идет о чем-то более угрожающем.
Во вторник чиновники сообщили, что дефицит торгового баланса США в денежном выражении достиг рекордного значения за последние полтора года. В мае дефицит баланса внешней торговли вырос до $42,27 млрд., тогда как в апреле этот показатель находился на уровне $40,32 млрд. Экспорт рос, подталкивая экономику вверх, но импорт опередил его, в частности за счет дальнейшего увеличения дефицита торгового баланса с Китаем, отношения с которым вызывают много споров.
Некоторые экономисты отреагировали на происходящие события понижением собственных прогнозов по ВВП. Ранее Barclays Capital прогнозировал стойкий 4,5-проц рост ВВП во втором квартале, сейчас же он понизил свои ожидания до 3,5%. Аналитики Credit Suisse не исключают возможности понижения прогноза на второй квартал, который пока составляет 3,8%. J.P. Morgan понизил прогноз по росту ВВП во втором квартале с 3,2% до 2,5% в годовом исчислении.
Данные по розничным продажам могут подтолкнуть к дальнейшему понижению прогнозов. Объем розничных продаж в США в июне снизился на 0,5% по сравнению с предыдущим месяцем. Такую информацию распространило сегодня Министерство торговли США. Объем продаж без учета продаж автомобилей снизился на 0,1%. Аналитики прогнозировали, что индикатор в июне снизится на 0,3%. В мае розничные продажи упали на 1,1%. Индикатор отображает объем продаж ритейлеров. Повышение показателя свидетельствует о положительном климате для национальной валюты.
Понижение прогнозов по росту ВВП связано с усугублением атмосферы пессимизма по отношению к дальнейшим перспективам. Последние экономические отчеты были слабы. Ничем не порадовали данные по рынку занятости, которые являются наиболее важным индикатором.
Ввиду подобных данных, на которых во втором квартале основывались экономисты, рост останется вблизи линии долгосрочного тренда. Многие сходятся во мнении, что для того, чтобы подняться выше линии тренда, необходимо значительное сокращение числа безработных и создание новых рабочих мест.
Если этого достигнуть не удастся, высокий уровень безработицы сохранится, а, следовательно, экономика не получит поддержки от роста потребительских расходов. Кроме того, государство начинает сворачивать программы помощи, усиливая тем самым давление на частный сектор, который должен стать движущей силой.
Наиболее часто замедление роста объясняется повышенной обеспокоенностью руководителей компаний, стоящих перед лицом неизвестности, созданной экономическими и финансовыми волнениями в Европе. К этому стоит добавить реформы системы здравоохранения и финансового контроля, которые сдерживают рост занятости и инвестиций и создают новые риски для бизнеса.
Во вторник в своем интервью изданию Wall Street Journal глава Федерального резервного банка Бостона Эрик Розенгрен сообщил, что он боится, что «во второй половине текущего года мы увидим еще более слабые результаты, чем могли предположить пару месяцев назад». По его словам, в идеале, чтобы сократить уровень безработицы, необходим примерно 4-проц рост экономики. Но сейчас «вполне вероятно, что он окажется в районе 2-3%».
И все же, несмотря на понижение прогнозов некоторые аналитики хотели увидеть снижение рисков для роста, основываясь на показателях внешней торговли. Сэмьюэл Коффин из UBS проигнорировал данные по по внешней торговле, утверждая, что «арифметически рост ВВП во втором квартале сократится, но все указывает на продолжающееся укрепление внутреннего спроса».
Экономисты банка Morgan Stanley указывают на значительный рост экспорта (на 2,4%) и импорта (2,9%). Данная положительная динамика говорит «о продолжающемся укреплении как внешнего, так и внутреннего спроса», а рост импорта средств производства «позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие внутреннего инвестирования».
Аналитик Decision Economics Кэрри Лихи тоже смотрит в будущее с оптимизмом. По его словам, приличный уровень потребительских расходов уже принес ВВП во втором квартале 2%. «В экономике все же есть довольно позитивные предпосылки, и половина событий последних двух месяцев не имеют никакого значения и не прекратят процесс восстановления», – говорит он.
На прошлой неделе в своем интервью агентству Dow Jones Newswires глава федерального резервного банка в Ричмонде Джеффри Лэкер посоветовал инвесторам и аналитикам рассматривать более долгие промежутки времени, прежде чем выражать сомнения по поводу крепости экономики.
«Важно помнить, что на ранних стадиях восстановления возможны разнонаправленные движения и неравномерное развитие», – добавляет он. – «Если просто посмотреть на экономические данные, непонятно, почему многих охватило беспокойство».
Похоже, накаркали. В смысле прихода на наш валютный рынок вульгарной стагнации и застоя. Об этом говорят как закрытие окна столичных «обменок» и «нижеплинтусовые» обороты оптового сегмента рынка наличных Днепра, так и жалобы «с мест» (остальных крупных валютообменных центров страны) на нулевую ликвидность и ставший очень «ранним» выход регулятора на торги валютного межбанка с анонсами о своих гривневых интервенциях.
Мертвый сезон. Бизнес и население, изнемогающие от жары и идиотского, извините, «газового» подарка нашего Кабмина к августу. Похоже, застой не только на валютном рынке, но и в мозгах наших кабминовцев, растерявших переговорную боевитость и потакающим всем оппонентам: от Фирташа до бюрократов МВФ.
Возвращаясь к теме валютного рынка рискнем предположить сохранение текущей стабильности(курсовые колебания на полкопейки в обе стороны – «не деньги»), которая, предположительно, прервется к экватору августа.
Пока же приходится констатировать «мышиную возню» дилеров опта и розницы с редкими из-за отпускного сезона клиентами на фоне фактически неизменных цен на наличный доллар и периодическими взлетами/падениями евро из-за тонкости ушедшего на летние каникулы мирового форекса.
396