Производство рестораном собственного пива имеет колоссальную рентабельность, но требует внушительных стартовых инвестиций.
В последние годы Великобритания переживает пивной ренессанс. Движение за возрождение славных традиций появилось 20 лет назад, когда крупные производители пива довели до банкротства мелкие пивоварни. В пабах унифицировался ассортимент, чему возмутились верные традициям джентльмены — они потеряли возможность цедить в излюбленном заведении знакомый с младых ногтей сорт пива. Негодование было направлено в конструктивное русло — создание общественной организации Campaing for Real Ave в поддержку домашнего пивоварения. В ее задачу входило восстановление обычаев, согласно которым в каждом мало-мальски населенном пункте, не говоря о городах, должно быть уникальное пиво. Организация продвинула представителей в парламент, через которых провела серию законов. Эти билли обязывают пабы включать в ассортимент локальные сорта, обеспечивают финансовую поддержку пивоварням, которые варят исторические сорта, из-за чего они ранее не выдерживали конкуренции с крупными производителями. В итоге за время деятельности организации количество мелких пивоварен выросло в тысячу раз.
У украинцев нет подобной традиции. Тем не менее ситуация на рынке созрела для того, чтобы посетители питейных заведений могли значительно разнообразить свой рацион, а владельцы солидно заработать на удовлетворении неистребимой страсти к излишествам.
Битва за брюшки
Отечественные рестораны, которые предлагают клиентам эксклюзивные сорта пива, не составляют и одного процента от общего числа заведений, торгующих пенным напитком. Согласно реестру, мини-пивоварен в стране около 80. Это значит, что пабы привлекают публику чем угодно — кухней, сервисом, культурной программой, ценами, географией, но только не тем, чем должны брать за живое — пивом. Пару месяцев назад в городах, как дрожжевые бактерии, стали множиться киоски-разливайки с вывесками «Живое пиво». У пивоманов появился выбор, а у пабов — серьезный конкурент в борьбе за пивные брюшки и мошны их обладателей. Гурман наверняка предпочтет домашний вечер в обнимку с баклажкой живого напитка с новым вкусом посиделкам в баре с бокалом привычного пастеризованного.
Пивоварня стоимостью 600 тыс. долларов и мощностью 1 тонна продукта в сутки окупается за четыре месяца без учета зарплатного фонда, аренды помещения и т.д.
Несколько лет назад выделилась на кислом фоне сеть ресторанов «Бочка пивная». Заведения предложили пиво под своей маркой, причем по умеренным ценам. Сейчас полулитровая кружка светлого пива «Бочка» стоит 15 грн, темного — 17,5 грн. Для сравнения, бокал «Черниговского» обходится в 12 грн. «Перед нами стояла задача привлечь клиентов, — рассказывает директор сети Денис Болдарев. — Мы заключили договор с пивобезалкогольным комбинатом «Радомышль» на производство линейки пива под нашу сеть. Завод предложил нам на выбор шесть сортов напитка. Мы попробовали и остановились на одном светлом и одном темном». Эксклюзив оказался настолько востребованным, что «Бочка» стала самым популярным пивом в сети: его продается в два раза больше, чем хмельных напитков всех остальных отечественных марок. Г-н Болдарев утверждает, что наценка на пиво «Бочка» составляет 70%, а на массовые бренды — 50%. Солидная рентабельность. Но только на первый взгляд.
Понты для приезжих
Чуть дальше пошла сеть «Шато Славутич пивоварня». Специалисты утверждают, что в заведениях на Крещатике в Киеве и на площади Свободы в Харькове пиво не варят, его для этих заведений производит пивобезалкогольный комбинат «Славутич». Об этом, собственно, красноречиво говорят вывески и название продающегося там пенного напитка. В ресторанах ему дают дозреть и разливают в бокалы. А ласкающее взоры пивоманов оборудование — муляж. Руководство сети на сей счет молчит: возможность предоставить комментарии для «Статуса» была проигнорирована. В обоих «Шато» предлагают четыре сорта эксклюзивного пива. Цена за пол-литра каждого из них в Киеве — 27,5 грн, в Харькове — 18 грн. Для сравнения: обычное заводское «Славутич» в столичном заведении стоит 19 грн за 0,5 л, в харьковском — 12 грн. Хотя себестоимость его для ресторанов вряд ли ниже «своего».
Ресторанам, оборудующим пивоварни, грех не выставлять на показ свое достоинство. В киевских заведениях «Пивная дума», Arena Beer House, «Пивариум» без стеснения демонстрируют сияющие внутренности: медные танки и никелированные трубы, в которых плещется напиток. «Потребителю очень нравится, когда пиво изготавливается непосредственно в ресторане, он себя чувствует вовлеченным в процесс и может быть уверен в качестве напитка», — объясняет маркетинговый смысл «бряцанья оружием» гендиректор развлекательного комплекса Arena Entertainment Дмитрий Комаренко.
«Пивная дума» расширила шоу-программу. Здесь посетителям предлагают экскурсии по пивоварне, которая позволяет убедиться, что чаны — не муляж. Заплатив 20 грн за знакомство с производством, клиент также получает дегустационный пивной набор.
Цена выдержки
В отличие от заключения договора на эксклюзивные поставки напитка с заводом, организация собственной пивоварни требует от ресторатора серьезных вложений. Г-н Комаренко утверждает, что эта сумма стартует от $100 тыс. В «Пивной думе» сообщили, что их мини-пивоварня мощностью 1 тонна напитка в сутки стоит порядка $600 тыс. Часть произведенного здесь пива доставляется в кегах в другие рестораны, принадлежащие владельцам «Пивной думы».
Цена оборудования зависит от мощности и производителя. Председатель Киевского общества независимых любителей пива, автор книги «Украинское пиво глазами потребителя» и куратор ресторана «Пивной сомелье» Андрей Трофименко — вероятно, самый большой в стране знаток пенного напитка и технологии его приготовления. По его словам, автоматизированную пивоварню производительностью 250 л в сутки можно заказать у киевских умельцев за $40 тыс. А цены на фирменное европейское оборудование той же мощности стартуют с EUR80 тыс.
Кроме оборудования требуется место для выдержки пива. Если для варочного аппарата достаточно 10 кв. м, то размер подвала зависит от объема варки напитка. Например, лагер должен выстаиваться до 24 дней, а некоторые сорта дозревают и полгода-год. Если варить пиво раз в неделю, то для того чтобы получить искомый размер «камеры хранения» напитка, суточную производительность оборудования следует умножить на четыре. Также нужно учесть, что для этих целей подходит только помещение, в котором можно обеспечить постоянную температуру +4-8°С. Иначе источник дохода скиснет.
В принципе производство пива можно вынести за пределы ресторана. Но тогда будет утрачен элемент шоу, а главное, это может отразиться на качестве продукта. «Чем больше пертурбаций претерпевает пиво на пути к бокалу, тем хуже оно становится, — объясняет совладелец «Пивной думы» Руслан Шибаев. — Например, чтобы компенсировать потерю физических характеристик, пиво при транспортировке заряжают углекислотой, и это не лучшим образом сказывается на вкусе напитка».
Рентабельность с тремя нулями
Как бы там ни было, игра стоит свеч. «Себестоимость собственного пива выше, чем заводского, потому что учитываются инвестиции на производство и оборудование пивоварни», — сетует Дмитрий Комаренко. Но цифры, приведенные Русланом Шибаевым, свидетельствуют об обратном. По его словам, себестоимость пива составляет 2,25–2,5 грн за пол-литра при использовании самых дорогих сортов солода и хмеля, как это происходит в «Пивной думе». А посетитель этого заведения (как и «Пивариума») получает бокал за 22 грн. Клиенты Arena Beer House и подавно платят 35 грн. «Если использовать чешские или украинские продукты для производства, себестоимость будет в два раза ниже», — калькулирует г-н Шибаев. Таким образом, наценка составляет фантастические 1000–1500%!
Сравним с рентабельностью торговли заводским пивом. Как говорит Шибаев, 30-литровый кег чешского пива «Крушовице» у оптовиков стоит 875 грн. То есть 29 грн за литр. Клиент в киевских ресторанах выкладывает за полулитровую кружку пенного напитка знаменитого бренда 26–35 грн. Накрутка всего 100%.
Несложные арифметические вычисления свидетельствуют: пивоварня стоимостью в $600 тыс. и мощностью 1 тонна продукта в сутки окупается за четыре месяца, конечно, без учета зарплатного фонда, аренды помещения и т.д. В любом случае участники рынка определяют срок окупаемости в 2–3 года. «Американцы подсчитали, что заведению, имеющему 200 и более посадочных мест, выгодно варить свое пиво», — подводит черту под дискуссией Андрей Трофименко. Помимо сверхдоходов пивоварня гарантирует уникальность и качество продукта. «Мы не зависим от поставщика. У завода могут поменяться приоритеты, и гости ресторана лишатся напитка с привычным вкусом», — замечает г-н Шибаев. С ним полностью согласен Дмитрий Комаренко.
Неудивительно, что рестораторы-пивовары практически не торгуют заводским пивом. В меню «Пивной думы» и «Пивариума» представлены только безалкогольные фабричные сорта, в «Арене» предлагают безалкогольный «Клаусхаллер» и экзотическую «Корону».
Что касается оптимального для ресторана-пивоварни количества сортов, опыт Arena Beer House показывает, что «вполне достаточно и двух — темного и светлого. При этом 85% потребителей предпочитают светлое». Однако ассортимент ресторана насчитывает четыре сорта. Столько же и в «Пивной думе», причем один сорт меняется в зависимости от сезона и «красных дат» в календаре. «Пивариум» предлагает шесть сортов. Андрей Трофименко дает исчерпывающий ответ: «Если единственная цель — заработок, достаточно варить один сорт, на котором набил руку пивовар. Конечно, это отражается на клиентуре. Гурманы склонны пробовать новое».
867