Альтернативная энергетика в Украине становится привлекательной сферой
В том числе для инвестиций. О ней вспоминают все чаще, мало-мальски значимая программа реформ не обходится без этого входящего в моду словосочетания. Значит ли это, что доля производства энергии из возобновляемых источников вскоре превысит незначительные 1—2%? Есть сомнения, но растущий спрос европейских стран (например, на топливные брикеты и гранулы) и увеличение себестоимости жилищно-коммунальных услуг, вполне возможно, заставят украинские власти перейти от слов к делу.
Украинские реалии альтернативной энергетики
Об альтернативной энергетике на государственном уровне заговорили еще в 90-х годах прошлого века. В 1994 году был принят Закон Украины «Об энергосбережении», в 1995-м — создан Государственный комитет по вопросам энергосбережения, в 1997-м — утверждена Государственная программа энергосбережения. Позже появлялись новые структуры, принимались постановления Кабмина и другие законодательные акты, но заявленная цель — снижение энергопотребления и замещение импортных энергоресурсов собственными — достигнута не была. Более того, на фоне снижения потребления газа украинским промышленным сектором больше голубого топлива украинцы стали расходовать на личные потребности: 8,2 млрд. кубометров газа в 1990 году, 14,8 млрд. — в 2000-м и 17,5 млрд. кубометров — в 2005-м.
Не впечатляли и результаты запуска объектов альтернативной энергетики. В Украине к 2010 году общая мощность ветроэлектростанций должна была составить 2000 МВт, малых и микро-ГЭС — 590 МВт, солнечных батарей — 96,5 МВт. Мощность небольших ТЭЦ на биомассе планировалось довести до 410 МВт, а производство биогаза — до 5 млрд. кубометров в год.
Но эти радужные планы так и не были воплощены в жизнь. По данным компании Fuel Alternative, к концу 2009 года мощности ветроэнергетики составили всего 181,5 МВт (9% плана), производство биогаза равнялось 4,8 млн. кубометров (менее 1% от планируемого). Суммарно только около 1% всей энергии в Украине в 2009 году было произведено с помощью возобновляемых источников. О чем говорят эти цифры? О том, что альтернативная энергетика так и не стала одним из приоритетов государственной политики. С такими показателями сложно даже оправдать потраченные бюджетные средства на содержание аппаратов соответствующих государственных комитетов и служб.
Европа нам поможет
Но не все так плохо, как это кажется на первый взгляд. Да, в Украине альтернативная энергетика не в почете. Все вопросы власть предпочитает решать путем увеличения объемов покупки газа у ОАО «Газпром» и строительства новых энергоблоков на АЭС. Но граничащий с Украиной Европейский Союз уверенно держит курс на увеличение доли энергии, произведенной с помощью возобновляемых источников. В 2005 году ЕС выпустил директиву, обязывающую входящие в его состав страны разработать национальные планы по сокращению потребления энергии. С 2008-го по 2017 год каждая страна должна обеспечить снижение энергопотребления как минимум на 1% в год. В целом к 2020 году Европа поставила перед собой цель довести долю альтернативных видов топлива в общем энергобалансе до 20%, а к 2040-му — до 40%.
Подоплека этого решения очевидна: запасы энергоносителей истощаются, при этом нефть и газ перманентно дорожают. Кроме того, все больше разговоров ведется вокруг создания газового картеля — организации, которая бы по аналогии с ОПЕК регулировала цены на газ на мировом рынке. Из 15 стран — членов Форума стран-экспортеров газа, основанного в 2001 году, Европейский Союз не представляет ни одна страна. Более того, Иран, Боливия, Венесуэла, Ливия, Россия, входящие в состав этой организации, иногда конфликтуют с ЕС, с США и другими развитыми странами. Очевидно, газ, как и нефть, в XXI веке — категория не только экономическая, но и политическая. Отсюда такое внимание к альтернативным (возобновляемым) источникам энергии: они способны обеспечить энергетическую независимость страны. И если украинских инвесторов в сфере ветроэнергетики, солнечной энергетики, производства биогаза это мало чем порадует, то производителей альтернативного твердого топлива (топливных брикетов и гранул) это стимулирует к ощутимому расширению своего бизнеса.
Перспективы рынка альтернативного твердого топлива
Таким образом, невзирая на отсутствие стимулов внутри страны, бурное развитие альтернативной энергетики в ЕС создало предпосылки для развития украинского рынка альтернативного твердого топлива. Если в 2005—2006 годах о топливных брикетах и гранулах знали единицы, то по итогам 2009-го объем рынка уже составил 300 тыс. тонн. Более 90% своей продукции украинские производители экспортируют в страны Северной и Восточной Европы (Польшу, Швецию, Данию). И тенденция к росту сохраняется. По нашим прогнозам, в 2010 году рынок прибавит не менее 50% и достигнет 450—500 тыс. тонн.
Основанием для такого прогноза служит возросшее число запросов от компаний, заинтересованных в установке линий по производству топливных брикетов и гранул. В Украинскую ассоциацию производителей альтернативного твердого топлива еженедельно поступает два-три таких запроса. Более того, сейчас на стадии запуска находятся около 50 проектов по производству топлива из возобновляемых источников энергии.
Причины повышения объемов производства лежат на поверхности. Предприниматели, инвестирующие в новый для себя рынок, знают: сырья в Украине в избытке (годовой технически достижимый ресурс альтернативного твердого топлива составляет 63 млн. тонн), продукция пользуется спросом в Европе. Как правило, за тонну готовой продукции трейдеры платят не менее 100 евро, что позволяет работать с рентабельностью в 30—40%.
Это говорит о том, что перспективы у украинского рынка альтернативного твердого топлива есть. Более того, с повышением цен на газ для населения, для украинских производителей, возможно, откроется и внутренний рынок. Напомним: в отопительном сезоне 2009—2010 годов обогрев помещений с помощью топливных брикетов и гранул стоил на 40% меньше, чем с помощью газа. На фоне участившихся заявлений о грядущем пересмотре тарифов на жилищно-коммунальные услуги в сторону увеличений все больше владельцев частных домов, особенно габаритных, будут покупать котлы, работающие на твердом топливе.
Есть перспективы, хоть и более призрачные, и в коммунальном секторе. Несмотря на то, что, по оценкам Института энергетики НАН Украины, установка котлов на твердом топливе поможет сэкономить не менее 2 млрд. кубометров газа в год, ожидать, что в ближайшие несколько лет ситуация в отечественном ЖКХ кардинально изменится, не приходится. А значит, украинские производители будут продолжать работать на укрепление энергетической независимости ЕС. Учитывая, что новые производственные линии — это новые рабочие места, вариант тоже неплохой. Хотя будем надеяться, что и внутри страны все больше людей с каждым годом будут осознавать преимущества альтернативной энергетики. И пусть и окольными путями, через Европу, мы придем и в Украину, к своим потребителям.
820