В словаре украинской психологии появился принципиально новый термин – «эпидемия кредитного суицида». По мнению специалистов, речь идет об угрожающих масштабах ситуации. Ситуации, жертвами которой практически ежедневно становятся десятки наших сограждан.
Помнится, лет пятнадцать назад довелось мне писать материал о частном предпринимателе, вложившем все состояние в финансовую пирамиду. Мужчина уже солидного возраста, находясь, что называется, в трезвом уме и здравой памяти, решил приумножить свой капитал в 100 (!) раз. Для этого он продал трехкомнатную квартиру в центре Киева, престижный по тем временам автомобиль и под гарантию западных партнеров занял гигантскую сумму в одном из немецких банков. Пресловутая «пирамида» рухнула в одночасье. Как в одночасье рухнули надежды того же предпринимателя на «небо в алмазах» — банк потребовал не только выплаты взятого кредита, но и, согласно, судебному решению, удвоил процентную ставку.
Бизнесмен, или по-тогдашнему кооператор, оказался на грани нервного срыва. Не найдя выхода из материального тупика, он сначала задушил свою полуторагодовалую внучку, затем зарезал супругу, тяжело ранил сноху и, наконец, пустил себе пулю в рот из охотничьего ружья. Причем предварительно написав записку: «В нашей смерти прошу винить только меня. И банк».
Даже в контексте «кровавых девяностых» эта история поразила не только обывателя, но и видавших виды криминалистов и репортеров. Как-то не укладывалось в головах постсоветских людей, что именно банк – структура, так или иначе тесно связанная с государством, может превратить своего потенциального клиента в убийцу в целом и самоубийцу в частности. И еще более удивительно в эфире одного из российских телеканалов прозвучал комментарий известного аналитика: «Парадокс заключается в том, что с бандитами, какими бы они ни были, договориться проще, чем с финансовой системой». И привел сомнительный с точки зрения здравого смысла пример: «Я был должен крупную сумму одному воротиле. Вовремя отдать не смог, но этот человек не только не стал «ставить» меня «на счетчик», но и «скостил львиную долю одолженной суммы».
Почему я вспомнил эту историю? Потому что уже другие, более молодые и, наверное, более талантливые мои коллеги со скрупулезностью учетчика регистрируют случаи суицида людей, не сумевших вовремя расплатиться по полученным банковским кредитам. Сегодня — когда понятия «финансовая пирамида» и «банковская кабала» отпугивают даже мало-мальски образованного воспитанника детского сада, а уж о бизнесменах и речи быть не может. Не может? Казалось бы.
В середине мая нынешнего года украинский, а потом и российский Интернет «обрушились» новостью: в Днепропетровской области некий частный предприниматель, не в силах заплатить кредит банку, устроил «показательную расправу». Как сообщают источники в местных правоохранительных органах, 54-летний мужчина убил свою супругу из незарегистрированного охотничьего ружья, после чего, написав предсмертную записку в стиле «Не могу вернуть деньги, если вы это читаете – мы мертвы. Вините во всем меня. И банк», пустил себе пулю в грудь. Детали происшествия известны лишь узкому кругу посвященных, но вот ведь согласитесь: эффект «дежавю» остается…
И дальше – как по хорошо отредактированному сценарию. В Севастополе с 70-метровой скалы в Черное море сорвалась автомашина, за рулем которой находился 38-летний мужчина. По сведениям представителей береговой охраны, чудом спасших ему жизнь, в стареньком «Рено» нашли повестку в суд, связанную со взысканием банковских долгов.
А в Черниговской области женщина, задолжавшая банку и коллекторской компании довольно внушительную сумму, облила себя бензином и попыталась устроить акт самосожжения. Предупредив общественность и допустив при этом непростительную для потенциального самоубийцы ошибку: она позвонила в прямой эфир радиокомпании и намекнула о своих планах, закамуфлировав их под фразу главного героя культового американского фильма «С меня хватит»: «У меня отняли все, и мне терять нечего». Двухсекундное опоздание, характерное для радиоэфира, в данном случае сыграло судьбоносную роль: вторую часть фразы никто не услышал. Кроме штатного психолога радиокомпании, который, к счастью, оказался, если так можно выразиться, профессионалом от Бога. Он не только просчитал, где именно дебитор желает материализовать намерение самым простым образом решить личные проблемы, но и уговорил женщину отказаться превращать себя в мученицу. Ходили слухи, что «несостоявшаяся мученица» в ходе общения со специалистом представила оному список из 47-ми человек, которые «с удовольствием пошли бы против системы банковских поборов и покончили собой».
«Нужно абстрагироваться от уже заезженного мнения, что банки «дерут» ваши деньги, — говорит психолог Вячеслав Глушенко. – Попробуйте настроить себя на то, что благодаря банкам миллионы людей во всем мире совершают успешные сделки и развивают бизнес. Если вы берете деньги в долг, их необходимо отдавать. А смерть в рассрочку – это не выход.
В этих словах есть доля истины. «В банках утверждают, что им выгоднее договориться с должником, чем применять к нему репрессии, но не все заемщики идут на сотрудничество», — цитируют слова юристов украинские аналитики.
«Списывать долги запрещено законом. Но есть варианты облегчить бремя — раз в год взять налоговые каникулы на 3-6 месяцев, временно не платить проценты или отсрочить погашение задолженности, чтобы на нее не росли проценты, раз в течение действия договора переоформить его на больший срок, чтобы уменьшить разовый платеж, — говорит руководитель пресс-службы известной украинской финструктуры Олег Серга. — Однако если человек полгода скрывается, потом на него подают в суд, он теряет намного больше на штрафах за просрочку и оплату судебных издержек»…
…На одном из сайтов во Всемирной Паутине определенное время функционировал весьма интересный пост (впоследствии удален). Его автор утверждал, что сегодня в результате финансового кризиса в так называемой «банковской кабале» оказалось более миллиона (!) украинцев. Естественно, это число завышено, но ведь нет дыма без огня: количество заемщиков, не имеющих возможности расплатиться по банковским кредитам, растет в геометрической прогрессии.
Долги нужно отдавать всегда. Но считается ли банковский долг долгом чести, особенно если из-за него гибнут люди — без финансовых пирамид и не в «лихие девяностые» ?
529