Стокгольмский арбитражный суд сам по себе не может обязать Украину рассчитаться с «РосУкрЭнерго» по долгам НАК «Нафтогаз Украины», поскольку решение вынесено против «Нафтогаза» как корпоративного субъекта, а государство Украина не являлось участником арбитража.
Об этом заявили юристы-международники, а ранее в комментариях прессе фактически подтвердил министр юстиции Украины Александр Лавринович.
Более того, по законодательству Украины «Нафтогаз» является обособленным субъектом хозяйствования и государство не несет ответственности по его обязательствам (что подтверждается, например, пунктом 17 нынешнего устава «Нафтогаза», — ред.), подчеркивают юристы.
По мнению экспертов, важно избежать подмены понятий «государство Украина» и «Нафтогаз»: арбитражное решение, вынесенное против «Нафтогаза» может быть исполнено за счет активов, являющихся собственностью самого «Нафтогаза»; другая государственная собственность не может быть взыскана в пользу РУЭ. Попытки заставить государство рассчитаться по долгам корпоративных субъектов имели место, но все они в подобных случаях были безуспешными, отметили юристы.
Кроме того, коммерческий арбитраж не имеет надгосударственной силы. В Украине решения иностранных судов и международных арбитражей автоматически не действуют — в Украине своя правовая и судебная системы. Украина автоматически не обязана выполнять решения Стокгольмского арбитража, убеждены эксперты.
Так, швейцарская фирма «Нога», по иску которой Стокгольмский арбитраж вынес решение против России, так и не смогла взыскать с Российской Федерации 1,4 миллиарда долларов, на которые она претендовала. После многолетней тяжбы обязательства «Нога» перед Россией были проданы за 27 миллионов долларов, напоминают юристы.
Эксперты отмечают, что для исполнения в Украине решение Стокгольмского арбитража должно быть «легализовано» украинским судом по процедуре, установленной Гражданско-процессуальным кодексом Украины. При этом украинский суд должен будет установить, в частности, что арбитражное решение вынесено компетентным судом и не противоречит публичному порядку Украины (а в этом отношении есть серьезные сомнения, — ред.).
Кроме того, в настоящее время на «Нафтогаз» распространяется мораторий в отношении принудительного исполнения судебных и арбитражных решений, установленный законом Украины «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса».
Поэтому, считают юристы, желание нынешнего руководства Украины представить решение шведского арбитража в качестве истины в последней инстанции, которое следует немедленно выполнять, говорит о желании поскорее получить какие-то основания для легитимизации выплат «РосУкрЭнерго».
304