Страховщикам не нравится проект Налогового кодекса

 

Проект Налогового кодекса вызвал волнения на страховом рынке. Оказалось, что разработчики не вняли мольбам страховщиков и, например, исключили из состава валовых затрат резервы рисковых СК. По мнению страховщиков, это противоречит мировой практике и приведет к снижению платежеспособности СК.

 

Несмотря на предложения страхового рынка ввести единую систему налогообложения СК, проект кодекса предусматривает уплату для рисковых компаний как ежеквартального 3%-ного налога от валовых платежей, включая перестрахование, так и расчета в конце года налога на прибыль по ставке 20%. При этом, если сумма налога на прибыль окажется больше, чем уплаченный налог с вала, страховщику необходимо доплатить разницу. А вот переплаченные деньги страховщику не возвращаются.

 

Это означает, что страховщикам придется вести расчет налога параллельно по двум системам — с вала и налог на прибыль, что увеличит затраты и осложнит работу как страховщика, так и налоговых инспекторов.

 

Но главная проблема не в этом. В новом Налоговом кодексе не упомянуто о том, что в валовые затраты рисковых страховщиков включаются, в том числе, страховые резервы, которые обязательны к формированию и составляют не меньше 80% страховой премии. Если резервы будут включены в базу налогообложения, страховщик может недоформировать резервы, что чревато проблемами с платежеспособностью. «Предложенная система налогообложения страховщиков не имеет аналогов в мире. Исключение резервов из валовых затрат страховщика уменьшит формирование резервов. Это расширит базу налогообложения»,— сетует Наталья Гудыма, гендиректор Лиги страховых организаций Украины.

 

Налоговый кодекс ограничивает размер аквизиционных затрат (расходов на оплату труда аквизиторов — агентов и инспекторов по заключению новых договоров страхования.— «і»). Сейчас такие затраты могут относиться к валовым. «Аквизиционные затраты ограничили 20% страховой премии, но существующий бухучет не предполагает деления расходов на аквизицию. Поэтому на практике могут возникнуть сложности при реализации этой нормы, и к компаниям будут применяться санкции»,— отметила Людмила Белошицкая, гендиректор ассоциации «Страховой бизнес».

 

Для компаний по страхованию жизни авторы законопроекта сохранили 0%-ный налог по долгосрочным договорам страхования и пенсионному страхованию. Но при страховой выплате удерживается 20%-ный налог, что существенно снижает мотивацию клиентов к заключению договора. К примеру, по банковским депозитам ставка составляет всего 5% (да и то будет введена с 2013 г.— «i»).

 

«Долгосрочные договоры по страхованию жизни — это длинный денежный ресурс для государства, и нужно мотивировать граждан заключать подобные контракты. Кроме того, необходимо увеличить норму отнесения страховых расходов на валовые затраты предприятия. Сейчас проект кодекса предполагает относить затраты на страхование жизни и пенсионное страхование в размере более 15%. Мы предлагаем увеличить эту норму до 40%, при этом 16% — по долгосрочным программам страхования жизни, еще 16% — по негосударственному пенсионному обеспечению»,— пояснила Галина Третьякова, гендиректор Украинской федерации страхования. Кроме того, предложено увеличить размер налогового кредита как минимум вдвое. Это также позволит увеличить интерес клиентов к страхованию жизни.

 

Страховщики обеспокоены и общими нормами проекта кодекса. В частности, существенно расширяются полномочия налоговой инспекции во время проведения плановых и внеплановых проверок. «Перечень причин для проведения внеплановой проверки очень длинный. Инспектор имеет право изъять у компании первичную документацию, а в случае начисления штрафа компании эти средства могут быть списаны в безакцептном порядке — то есть без согласия фирмы»,— отметила госпожа Белошицкая.

 

Проблемы у страховщиков вызовет норма о том, что обособленные подразделения, за исключением представительств, являются налогоплательщиками. «Мы предлагаем изменить эту норму таким образом, чтобы страховщик мог самостоятельно принимать решение об уплате консолидированного налога централизованно, при этом уплачивать местные налоги. В противном случае — страховщикам придется превратить все прибыльные балансовые отделения в безбалансовые, что, в конечном итоге, приведет к тому же эффекту для бюджета»,— заверила госпожа Гудыма.

 

Ряд страховщиков с разветвленной филиальной сетью на условиях анонимности заявили, что уже сейчас начинают процесс преобразования отделений. «Отследить налоговые проверки во всех наших отделениях — нереально, потому мы приняли решение о переводе их в безбалансовые. Такой шаг чреват потерей ряда сотрудников и целых коллективов, потому что в регионах конкуренция между страховщиками велика и сотрудникам финансово выгодно работать в отделении, ведущем отдельный бухучет. И страховщики, несмотря на все риски, которые несет такой шаг, идут на это»,— заявил один из страховщиков.

 

«Все позиции страховщиков мы поддерживаем. В частности, очень хорошо, что в проекте кодекса удалось решить проблему налоговой ямы в виде перестрахования, это позволит существенно увеличить приток средств в бюджет. Вчера мы провели совещание с Министерством финансов и достигли договоренности о том, что резервы должны быть включены в перечень валовых затрат СК. Также будет предусмотрен переходной период для страховщиков на два года, за который мы сможем решить все проблемные моменты в предложенной системе налогообложения и перейти к тому времени на международные стандарты бухучета»,— резюмировал Василий Волга, глава Госфинуслуг.

 

369