Сжиженный газ диверсифицирует источники газоснабжения

Строительство терминала по приему и переработке сжиженного природного газа позволит Украине частично перейти на поставки «голубого» топлива из Северной Африки и Азии. Это не только диверсифицирует источники газоснабжения и позволит избавиться от газовой монополии России, но и поспособствует снижению стоимости энергоресурса.

 

 

Рациональная альтернатива

 

По данным Украинской ассоциации сжиженного газа,  в 2009 г. объемы мирового потребления сжиженного газа составили 240 млн. тонн (15% совокупного потребления газоподобных углеводородов). Основными потребителями являются Южная и Северная Америка, Западная Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион. В странах ЕС сегодня насчитывается десяток терминалов по приему сжиженного природного газа (СПГ). 

 

Украины в списке потребителей пока нет, но, судя по словам министра топлива и энергетики Юрия Бойко, ситуация может измениться уже скоро. «Через три года у нас будет терминал на 10 млрд. куб. м сжиженного газа на побережье Черного моря. Уже ведутся переговоры с поставщиками этого газа. Мы считаем, что это один из реальных путей диверсификации, и мы его начали», – заявил он в интервью «5 каналу» в середине мая. 

 

Кроме того, что поставки СПГ поспособствуют повышению уровня национальной энергетической безопасности, они помогут снизить стоимость энергоносителей. По данным «Нафтогаза», сейчас цена СПГ на спотовом рынке составляет около $130 за тыс. кубометров. По данным аналитиков, стоимость доставки 1 тыс. кубометров СПГ из стран Северной Африки обойдется до $20. Таким образом, даже с учетом всех накладных расходов сжиженный африканский газ обойдется дешевле традиционного российского.

 

Как подчеркивает Ю. Бойко, сейчас цена СПГ низкая, хотя она не была такой еще 2-3 года назад. Окончательная стоимость для украинских потребителей, объясняют в НАКе, будет зависеть от источника, контрактных объемов снабжения СПГ и его цены, расстояния транспортировки с учетом расходов газа на технологические потребности, условий «приобретения» СПГ-танкеров, места расположения приемного терминала в Украине, объема капитальных инвестиций и условий финансирования этого проекта. 

 

Глава химконцерна «Стирол» Николай Янковский приводит другие цифры – по его сведениям, сейчас спотовые цены катарского и алжирского СПГ находятся на уровне $170-180 за тыс. кубометров. Но даже с такими ценами и учетом доставки он считает поставки СПГ в Украину сверхприбыльным проектом и заинтересован выступить одним из инвесторов строительства регазификационного терминала. Проект, по его подсчетам, можно реализовать всего за один-два года. 

 

Пути сообщения

 

Среди основных мировых производителей и поставщиков СПГ – Катар, Малайзия, Индонезия, Алжир, Нигерия. Как рассказывают в «Нафтогазе», в качестве ресурсной базы для поставок СПГ в Украину можно рассматривать ближайшую к нам Северную Африку. «Кроме рынков Северной Африки, стоит обратить внимание на перспективность рынков Ближнего Востока (прежде всего, Катара), а также Нигерии. Эти страны владеют большими запасами газа, планируют существенно увеличить объемы производства и экспорта СПГ и проявляют интерес к выходу на новые потребительские рынки», – объясняют в «Нафтогазе». 

Транспортировать СПГ будут танкерами-метановозами морским путем – через Босфор и Дарданеллы. Впрочем, 8 июня Ю. Бойко предложил новый вариант развития событий – поставки азербайджанского СПГ через Грузию, что, позволит исключить прохождение турецких проливов. По его словам, Украина заинтересована в том, чтобы произведенный в Азербайджане СПГ шел в украинский терминал и на территорию Украины. «С учетом того, что Азербайджан и Грузия подписали строительство терминала сжиженного газа на берегу Черного моря, мы также приняли решение строить у себя терминал сжиженного газа», – завил министр. 

 

 

 

Терминал интересов

 

В любом случае, принимать танкеры будет один из морских портов Украины. Постановление о создании регазификационного терминала правительство выдало  31 марта 2010 г. Точное его месторасположение, объем инвестиций и прочие тонкости должны быть известны к концу года – в 4-м квартале Минтоплива и «Нафтогаз» должны провести все подготовительные работы вплоть до обеспечения закупки услуг по разработке ТЭО проекта.

 

В том, что терминал необходим, не сомневается председатель НКРЭ Украины Сергей Титенко. «Я полностью поддерживаю (идею строительства терминала) – завод в Керчи или Феодосии нужно строить как можно скорее», — уверен он, хотя точное место расположения объекта, по его мнению, значения не имеет. «Что угодно нужно положить, но чтобы завод все же был, и как можно мощней», – резюмирует чиновник. 

 

Поддержал идею создания терминала и владелец Group DF Дмитрий Фирташ, по оценке которого, он позволит решить проблему диверсификации газовых поставок на 10-15%. Олигарх подсчитал, что строительство обойдется примерно в $1,1-1,2 млрд. «Это не такие большие деньги для газового бизнеса. Они большие как для меня и для вас, но как для газового бизнеса, как для страны – это не большие деньги», – добавил он.

 

Впрочем, о стоимости терминала, даже примерной, говорить рано – пока не определен даже порт, где он будет находиться. «Разработчиками предпроектных предложений по организации снабжения в Украину СПГ и строительства регазификационного терминала рассмотрены практически все большие украинские порты Черного и Азовского морей. По их заключениям, целесообразно рассматривать три возможных варианта расположения приемного СПГ-терминала в Украине: МТП «Южный», портопункт «Очаков», Феодосийский МТП», – рассказывают в «Нафтогазе». Определиться с местом и стоимостью строительства обещают после разработки ТЭО.

 

В июне, как сообщил «Нафтогаз», НАК совместно с «Нафтогазбудинформатикой» провел в Минтопливэнерго презентацию предпроектных предложений по организации поставок СПГ в Украину и строительства терминала. Сейчас ведется подготовка технического задания и другой тендерной документации. С. Титенко считает, что в нынешних условиях, «когда прижало, будут работать быстрее», ведь прежде расширять газовые горизонты «мешали» недорогие поставки из России и Туркменистана.

944