Интервью с Сергеем Тигипко

 

Сергея Тигипко можно назвать одним из самых опытных руководителей в Кабмине. Он работал в трех составах украинского правительства. Кстати, ныне он занимает тот же рабочий кабинет, что и в конце 90-х.

 

— Сергей Леонидович, что-то изменилось за 10 лет? — спрашиваю у вице-премьера, оглядывая аскетичный интерьер кабинета.

 

— По-моему, только кресла поменяли, все остальное не изменилось, — отвечает он. — А так дубовые панели, шкафы — все то же.

 

— Неужели не было желания поменять обстановку? — провоцирую его на откровенность.

 

— Что вы? Специально ничего не меняю. Я бы назвал этот стиль бюрократическо-консервативным. Но это хорошо, настраивает внутренне на жесткую работу, — шутит в ответ Тигипко.

 

— Сейчас многие международные эксперты говорят о второй волне экономического кризиса. Будет ли она для украинской экономики столь же болезненна, как и два года назад?

 

— Давайте не будем сгущать краски. Безусловно, ситуация в мировой экономике непростая. Сегодня мы внимательно следим за рынком металла, поскольку он является для нас очень важным. Если здесь будут проблемы, тогда и нам будет нелегко. Но пока ситуация не так плачевна даже по отношению к тем прогнозам, которые делал МВФ. И если нынешние позитивные тенденции сохранятся, то экономика Украины будет развиваться.

 

— Между тем курс евро в последние недели снижается. Чем это угрожает украинской экономике? Кстати, ваш совет — в какой валюте лучше хранить сбережения?

 

— На потребительском уровне я бы посоветовал не торопиться продавать евро. Есть все основания считать, что евро не останется на уровне 1 доллара 20 центов и со временем усилит свои позиции. Но до конца этого года нынешнее состояние евро сохранится.

 

Что же касается Украины, то, конечно, определенные риски для нас есть, поскольку объем внешней торговли с зоной евро составляет более 30 процентов. И сейчас европейские товары получают преимущества, что может ухудшить наши позиции, поскольку украинские товары становятся менее конкурентоспособными.

 

НАМ УДАЛОСЬ ПЕРЕЛОМИТЬ СИТУАЦИЮ

 

— Сергей Леонидович, на этой неделе исполняется круглая дата — 100 дней назад был назначен нынешний состав правительства. Как вы оцениваете результаты «стодневки»?

 

— Сделано очень много, ведь страна катилась по нисходящей. Удалось переломить ситуацию в плане модернизации страны. И сейчас мы делаем все для того, чтобы страна была более конкурентоспособной. Не все моменты пока проработаны. Но, думаю, в ближайшие полтора месяца ситуация значительно изменится.

 

— Вы не раз говорили о необходимости принятия непопулярных мер. Когда настанет это время?

 

 

В кабинете Тигипко за десять лет ничего не изменилось, кроме кресел и портрета президента на стене.

 

— Думаю, в ближайшее время.

 

— Полгода, год?

 

— Мы будем вынуждены переходить к определенным непопулярным действиям уже в ближайший месяц. Но нужно понимать, что такое непопулярные решения. Борьба с коррупцией, сокращение количества проверок бизнеса и другие аналогичные шаги будут непопулярными среди чиновников, но уверен, что получат поддержку в обществе.

 

— А сокращение дефицита бюджета?

 

— Реальность в том, что мы уже имеем дефицит бюджета, который невозможно покрыть только за счет экономического роста. Необходимо включать другие механизмы. Ведь если мы не будем решать эту проблему, у нас будет очень быстро расти государственный долг.

 

Кроме того, у нас все еще убыточен «Нафтогаз», хотя эта компания должна быть прибыльной и платить огромные налоги стране. Решение этого вопроса потребует работы над тарифами, что уже является «непопулярными мерами». Как следствие, необходимо переходить к новой модели социальной поддержки, в том числе решать проблему с Пенсионным фондом. У нас Пенсионный фонд забирает почти 18 процентов ВВП — мало стран, где на бюджет возложена такая же нагрузка. 

 

МВФ ВЕДЕТ СЕБЯ, КАК КАЖДЫЙ КРЕДИТОР

 

— Виктор Янукович на днях заявил, что переговоры с МВФ, которые состоялись на прошлой неделе, прошли «очень жестко». Так ли это?

 

— МВФ ведет себя, как каждый кредитор. Фонду нужно иметь абсолютную уверенность, что деньги, которые даются в кредит, будут возвращены, тем более эти суммы сегодня нужны не только Украине. Посмотрите, что происходит в Европе.

 

— И все же когда придут деньги? Президент заявил, что решение относительно предоставления кредита будет принято уже до конца этого месяца.

 

— Могу сказать, что уже в ближайшее время мы получим программу сотрудничества с МВФ, что станет очень хорошим сигналом для мирового сообщества. Что же касается ее содержания — реформы нужны не МВФ, они необходимы в первую очередь Украине. 

 

БЫТЬ ВО ВЛАСТИ — ОПРЕДЕЛЕННЫЙ РИСК

 

— Когда вам только предлагали этот пост, некоторые эксперты прогнозировали, что, согласившись, вы можете утратить часть своего электората. Прошло несколько месяцев, их прогнозы оправдались или нет?

 

— Когда ты работаешь и выдаешь результат, то и с рейтингами все в порядке. Безусловно, когда ты находишься во власти — это определенный риск. Но на государственной службе есть реальная возможность проводить реформы и модернизировать страну. Если мне удастся осуществить все запланированное, то выиграю не столько я, сколько украинцы. Я привык работать эффективно.

 

— Вопрос, над которым ломают головы эксперты: согласитесь ли вы объединяться с Партией регионов?

 

 — На выборы мы идем самостоятельной политической силой. По нашим исследованиям, у «Сильной Украины» второй рейтинг по стране — это около 22 процентов. Мы серьезно готовимся к местным выборам и собираемся быть представленными во всех местных и областных советах, претендуем на места мэров.

 

— И в Киеве?

 

— Мы ждем изменений к закону. Если будут выборы в Киевсовет — однозначно будем принимать участие. Если будут выборы мэра — тоже в стороне не останемся.

 

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

 

Во время разговора обращаю внимание, что на столе нет фотографий супруги, детей.

 

— Сергей Леонидович, а почему нет никаких семейных фото? Не любите чужое внимание к своей личной жизни?

 

— Не успел поставить, — чуть смутившись, ответил Тигипко.

 

— Что изменилось в вашем распорядке дня с переходом на госслужбу? Остается ли время на общение с семьей, детьми?

 

— С личным временем на госслужбе всегда напряженно. Но это интересная работа: ты изучаешь передовые опыты разных стран, пытаясь привнести лучшее в нашу страну. Кроме того, есть реальная возможность помочь миллионам людей. Тут не до своего личного времени — возрастает ответственность.

 

340