Украина сохранит инвестиционную привлекательность

Украина сохранит инвестиционную привлекательность в том случае если страна будет уделять больше внимания инвестиционным проектам в сфере коммуникаций, энергетики и чистых технологий. А вот Западная Европа через 10 лет окончательно сдаст позиции странам БРИК. Но зато Европа займет позицию мирового лидера в зеленой сфере.

 

По результатам исследования «Эрнст энд Янг» по вопросам европейской инвестиционной привлекательности, вопреки общей для стран Восточной Европы тенденции, в Украине, России и Турции количество проектов с прямыми иностранными инвестициями в 2009 г. увеличилось. «В 2009 г. в Украине было реализовано 46 проектов, что позволило Украине выйти на 17 место среди 43 европейских стран. По сравнению с 2008 г., количество проектов, реализованных в Украине благодаря ПИИ, выросло на 48% — это самый высокий показатель роста количества проектов в Европе.

 

 Благодаря инвестиционным проектам в Украине было создано 2274 рабочих места — на 156% больше, чем в 2008 г.»,— приводит статистику Константин Невядомский, партнер, руководитель отдела консультационных услуг «Эрнст энд Янг» в Украине.

 

Удивительно, что на общем фоне Украина выглядит непривычно хорошо, учитывая, что в Польше, Венгрии, Румынии и Чехии количество инвестпроектов в совокупности упало на 40%. Впрочем, предупреждает эксперт, столь головокружительный успех украинской экономики обусловлен скорее низкой базой сравнения, чем размахом инвестирования. Более того, говорит господин Невядомский, в относительных показателях новые рабочие места составляют всего 0,01% от численности трудоспособного населения Украины, а от общего числа и того меньше — 0,0049%.

 

При этом общеевропейская тенденция к снижению этого показателя сохранится и в дальнейшем: последний раз прирост рабочих мест был позитивным задолго до кризиса — в 2006 г., после чего перешел в минус. «Европа просто проиграла борьбу за инвестиции»,— утверждает господин Невядомский, тогда как индекс инвестиционной привлекательности Китая достиг уровня США и Канады. При этом, по результатам опроса, половина инвесторов не продемонстрировала желания в ближайшее время вкладывать деньги в Европу, хотя считает ее вторым по перспективности для прямого инвестирования мировым регионом (в 2009 г. Западная Европа находилась на третьем месте после Китая и Центрально-Восточной Европы.— «i»).

 

В то же время в ближайшие три года Центральная и Восточная Европа обещают удержаться в тройке лидеров, тогда как западная будет безжалостно сдвинута Индией и Бразилией на 5-е место.

Основная масса средств в Западной Европе вкладывается в высокотехнологичные отрасли: автомобилестроение, машиностроение, электронику, разработку программного обеспечения, тогда как в Центральной и Восточной почетное второе место занимает пищевая промышленность.

 

Как показало исследование, наиболее инвестиционно привлекательной отраслью в Украине в 2009 г., если судить по количеству проектов, оказалась пищевая промышленность (20%), за ней следуют сектор услуг B2B (9%) и страхование (9%), причем наибольшая доля (по 11%) вложенных денег пришлась на Швецию и США. В то же время в целом по Центрально-Восточной Европе 41% проектов был реализован а автомобилестроении. «Резкий рост автомобилестроения в Восточной Европе (более 27 тыс. рабочих мест за 2009 г.) иллюстрирует тенденцию переноса основных производств из развитых экономик с целью снижения затрат и выноса грязных технологий подальше»,— объясняет господин Невядомский, намекая, что радоваться таким результатам едва ли уместно.

 

С другой стороны, как показало исследование, Западная Европа теряет лидерство не только как реципиент, но и как инвестор в чужие экономики. Третье место в этом рейтинге занимают страны БРИК, а отдельно взятый Китай — восьмое.

Для того чтобы стимулировать приток денег и обусловленное им восстановление экономики, респонденты рекомендуют правительствам стран Европы в ближайшие два года усиленно заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса, высокотехнологичных и инновационных проектов, снижением налогов и стоимости труда. «Для Украины эти меры также актуальны, за исключением, пожалуй, стоимости труда»,— говорит господин Невядомский. Только в этом случае у Украины есть шансы к 2020 г. стать международным лидером зеленых технологий и экономического роста.

291