Греческая экономика была спасена с помощью денег европейских налогоплательщиков, Брюссель создал антикризисный фонд ошеломляющих размеров, однако, несмотря на все это, Европа по-прежнему живет, затаив дыхание. До сих пор нет консенсуса в отношении того, что именно произошло с евро и что именно надо делать дальше. О том, почему в кризисе евро виновата финансовая Америка, в интервью «Росбалту» рассказал известный американский экономист, в прошлом помощник министра финансов США и заместитель редактора газеты The Wall Street Journal Поль Крейг Робертс.
— Чем, на ваш взгляд, был спровоцирован греческий кризис?
— Первая и основополагающая причина греческого кризиса кроется в том, что в Европейский союз вошли страны, сильно отличающиеся с точки зрения финансовой дисциплины и экономических возможностей. В расширении ЕС отчасти можно винить США, которые всегда выступали за то, чтобы в союз вступило как можно больше стран. Это значительно облегчало для американского правительства задачу управления странами Западной и Восточной Европы: куда проще делать это через один централизованный механизм, то есть бюрократическую машину ЕС, нежели по отдельности, создавая в каждой отдельной стране марионеточное проамериканское государство.
Второй причиной кризиса, но не столько Греции, сколько евро, стало желание Уолл-стрит заработать. Так, низкие процентные ставки в США позволили Уолл-стрит покупать по дешевке доллары в США, обменивать их на евро и приобретать облигации греческого правительства, имевших высокие процентные ставки. Когда стало понятно, что греческий долг вышел за пределы установленного ЕС лимита, так называемая «carry trade» (стратегия «купи и держи», основанная на том, что в различных странах действуют разные депозитные процентные ставки относительно средств в их национальных валютах — прим. «Росбалта») поменялась с точностью наоборот. Греческие облигации стали продавать, а евро использовались для покупки долларов с целью оплаты займов в США. Другими словами, выросли предложение по евро и спрос на доллар, что и привело к росту стоимости доллара по отношению к евро. Когда произошло полное изменение «керри-трейд», Уолл-стрит и хедж-фонды поняли, что могут получить выгоду от продажи евро без покрытия.
— Как вы считаете, стоит ли ждать новых кризисов в других европейских странах?
— Уолл-стрит и хедж-фонды, а также их «лакеи» среди финансовых журналистов делают все возможное, чтобы кризис распространился на Испанию, Италию, Ирландию и любую другую страну, где такое можно провернуть с помощью пропаганды. Пропаганда, которую ведут Уолл-стрит и верные ей финансовые журналисты, сеет панику и приводит к тому, что облигации этих стран продаются без покрытия, что увеличивает давление на евро, и позволяет Уолл-стрит зарабатывать огромные деньги.
— Кому еще выгоден слабый евро?
— Ослабление евро снимает давление с американского доллара. В области государственных долгов американское правительство нисколько не лучше остальных стран. У США бюджетные и торговые дефициты чудовищных размеров, которые не могут быть закрыты в принципе. Так что, никаких объективных причин для роста доллара. Сейчас доллар растет из-за того, что произошла инверсия «керри-трейд», в результате чего евро и европейские облигации продаются на Уолл-стрит без покрытия, и потому что американское правительство заинтересовано в давлении на евро, поскольку это позволяет ему прикрыть свои собственные грешки.
— Насколько обоснованы опасения, который появились после греческого кризиса, что европейская экономика находится под угрозой?
— Нет никаких причин, чтобы полагать, что такая малозначащая экономика, как греческая, даже если ее правительство обанкротилось, может серьезно угрожать европейской экономике и евро. Все это сплошная пропаганда, которая ведется для того, чтобы позволить Уолл-стрит и хедж-фондам заработать на кризисе и панике.
По моему мнению, драматическое крушение СССР и коммунистического блока и победа западной идеологии привели к тому, что западная модель — модель нерегулируемого финансового капитализма, основанного на свободном рынке — распространилась по всему миру без особых проблем и препятствий. Сегодня финансовые хищники занимаются самообогащением, создавая проблемы повсеместно. Они заручились поддержкой финансовых журналистов, которые умышленно или неумышленно, сеют опасения и нагнетают кризисы, которые позволяют манипулировать рынками.
Беседовала Юлия Нетесова
442