Европа: Есть ли жизнь без евро?

 

В Москве сегодня пройдет конференция на тему «Возможен ли дефолт евро» с участием представителей бизнеса и власти. Некоторые наиболее радикально настроенные экономисты уже обсуждают будущее мировой финансовой системы без европейской валюты. Начальник управления анализа долговых рынков компании «Велес Капитал» Иван Манаенко в интервью РБК-ТВ отметил, что снижение курса евро само по себе может стать стимулом для восстановления экономики Евросоюза.

 

С момента введения евро в качестве безналичной расчетной единицы в 1999 году он успел зафиксировать исторический минимум (около 82 центов за евро) и максимум (1,6 долл. за евро). Текущее соотношение (1,19 долл. за евро) находится примерно посередине между этими двумя крайностями, и падение курса не смертельно. А вот если выгнать из еврозоны хотя бы одну проблемную страну, то такой шаг станет губительным для всей системы европейских финансов.

 

«Для сравнения, не так давно серьезные проблемы были у штата Калифорния, и представляете, если бы США вывели этот штат за пределы своей страны. Вот было бы здорово», — иронизирует Иван Манаенко.

 

Проблемы отдельных стран ЕС решаются не молниеносно, но всем сообществом. Власти борются с давлением извне — но это лишь естественная составляющая глобальных игр спекулятивного капитала. Финансисты разных стран прекрасно осознают, что крах второй мировой резервной валюты больно ударит по ним же. К тому же европейская система уже доказала свою устойчивость.

 

«Говорить о том, что один кризис может все разрушить, — это маловероятно. Возможно, были какие-то ошибки или недочеты, когда в период принятия стран в еврозону проводился недостаточный анализ финансового состояния стран», — говорит генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова.

 

ЕС — один из основных торговых партнеров России. Замедление экономики сообщества снижает объем российского экспорта. К тому же отток мирового инвестиционного капитала из Европы автоматически приводит к падению отечественного рынка акций и снижению курса рубля. Однако это влияние ограниченно, считают эксперты. «Для России это обернется какими-то временными потерями, связанными с прямыми убытками каких-то там экспортеров, однако в дальнейшем, если учесть, что значительная доля контрактов, в том числе на сырье, по-прежнему номинирована в американской валюте, последствия могут быть менее значительные», — уверен г-н Манаенко.

 

Крах евро возможен — при глобальных потрясениях основ этого валютного сообщества. Но пока проблемы еврозоны еще далеки от критической массы, и рассуждать о ее дефолте можно лишь из спортивного интереса.

 

Андрей Кондратьев, РБК-ТВ 

 

618