The Washington Times: Украина еще не потеряна

После прошедших зимой президентских выборов, на которых победил пророссийский кандидат Виктор Янукович, Украина пережила масштабный разворот на 180 градусов. В своей внутренней политике, в области безопасности, в культурных и языковых вопросах, а также в энергетической политике Украина ждет указаний от Москвы. Американские и европейские комментаторы заговорили о потере Украины. Александр Мотыль из университета Рутгерса ((Rutgers University) недавно написал: «Впервые за 20 лет можно себе представить, что Украина как государство перестанет существовать». Становится все более ясно одно: надежды на вступление Украины в НАТО на обозримую перспективу исчезли. 

 

Для США, стран-членов НАТО и Евросоюза самый болезненный аспект в «русификации» Украины это энергетический сектор. Трансатлантическое сообщество пережило четыре энергетических кризиса, спровоцированных попытками России установить контроль над украинским сектором энергетики. В двух из них посреди зимы происходило отключение подачи газа для потребителей в ЕС. 

 

В прошлом месяце российский премьер-министр Владимир Путин публично предложил Украине объединить энергосистемы двух стран под контролем российской государственной энергетической монополии «Газпром». Основной сигнал из Москвы звучал так: Украина и западные страны смогут избежать энергетических кризисов в будущем, если уступят требованиям России. Но 14 мая Янукович отверг путинское предложение, сказав, что приемлемой будет только схема 50 на 50. В данном в тот же день интервью  Би-Би-Си он четко дал понять, что Украине нужны инвестиции в энергетический сектор от западных компаний. 

 

Янукович также пожаловался на то, что ЕС медленнее России реагирует в таких вопросах, как облегчение визового режима для выезжающих в Евросоюз украинцев, торговля с развитыми экономиками Западной Европы  и «ассоциированное членство в ЕС». Идя в объятия России, Янукович старается угодить своим геополитическим спонсорам в Москве и проголосовавшим за него пророссийским избирателям, которые составляют большинство. Вместе с тем,  он совершенно очевидно протягивает руку Евросоюзу и другим западным действующим лицам, в первую очередь, в сфере энергетики. 

 

Если западные компании и организации не воспользуются этой возможностью, то им останется винить только себя самих, когда у Кремля появятся новые рычаги влияния, и он сможет по своему усмотрению прекращать и возобновлять поставки энергоресурсов в Европу. Многие компании из частного сектора не спешат вкладывать средства в Украину, так как опасаются последствий своего участия в деятельности украинской энергетической отрасли, отличающейся коррумпированностью и непрозрачностью. Но именно здесь западные институты, такие как ЕС и его занимающееся реформированием европейской энергетики Энергетическое сообщество, могут сказать свое веское слово. 

 

Администрация Януковича дала понять, что хочет вступления Украины в ЕС, но пока чиновники из Евросоюза в ответ предлагают лишь «переговоры». Таким образом, вопрос об энергетической реформе на Украине стал похож на известную загадку: что было раньше – курица или яйцо. Частный сектор ждет действий институтов власти, а у этих институтов стимул появится лишь тогда, когда начнут действовать западные компании. Тем временем, проигрывают все, кроме России. 

 

Единственный, кто может вывести все стороны из создавшейся тупиковой ситуации, это США. Во время пребывания Януковича в Вашингтоне в апреле месяце на ядерном саммите администрация Обамы пообещала выделить 250 миллионов долларов на обеспечение безопасности места ядерной катастрофы в Чернобыле. Вашингтон не отказывается от Украины; но он ищет те области, в которых ему лучше всего удастся применить свое влияние. А таких областей две. Это инвестиции в энергетику и взаимоотношения с Россией. Американским компаниям необходимо дать стимул, чтобы они начали процесс реформирования в энергетике. А если западные институты будут медлить, этим компаниям следует начать работу с общественными организациями Украины, которые выступают за реформы в энергетическом секторе. 

 

Теперь стало внешнеполитической аксиомой то, что без Украины Россия не сможет быть империей. Даже только по этой причине Россия всегда будет «заботиться» об Украине больше, чем любая западная страна. И поэтому администрация Обамы может воспользоваться своими более тесными отношениями с Москвой и добиться от нее заключения соглашения, по которому западные компании и институты  приносят в украинский энергетический сектор реформы и стабильность, не вызывая при этом раздражение у России. Украина еще не потеряна. Ей просто нужно умелое взаимодействие с Западом. 

 

Автор:

 

Александрос Петерсен — старший научный сотрудник Евразийского центра (Eurasia Center) при Атлантическом совете (Atlantic Council). Тамерлан Вахабов – научный сотрудник киевского Международного института менеджмента.

323