Паника инвесторов грозит второй волной кризиса: вслед за евро падают цены на сырье. Экономисты расходятся во мнении, повторится ли обвал 2008, стратеги меняют прогнозы цен на нефть. Дальнейшее снижение цены на нефть существенно ударит по экономике России
Трехнедельное падение рынков, начавшееся снижением евро из-за долговых проблем еврозоны, вчера ускорилось угрозой военного конфликта с Кореей и проблемами испанских банков: европейский индекс FTSE упал до уровня сентября 2009 г., азиатский Nikkei — декабря 2009 г., S&P 500 — февраля 2010 г., российский ММВБ — начала октября 2009 г., цена Brent опустилась ниже $70.
Возможно, ралли на рынках длилось слишком долго и сейчас происходит запоздавшая коррекция, считает Николай Кащеев из казначейства Сбербанка. Пока не похоже на «вторую ногу кризиса», но «проблема — в способности негативных ожиданий к самореализации», указывает он. По данным British Bankers’ Association, стоимость трехмесячных межбанковских кредитов в долларах вчера увеличилась до уровня начала июля 2009 г., спрэд LIBOR-OIS — показатель, характеризующий нежелание банков одалживать, — вырос до максимума с июля 2009 г. Аналитики агентства Moody’s считают, что на таком фоне происшедшее за минувший год сокращение кредитования приведет к увеличению числа дефолтов по долгам в Европе.
Нефть достигла порога
Нефть за месяц подешевела более чем на 25%. Российская Urals вчера снизилась до $65, средняя цена с начала года чуть превышает $76 — это среднегодовой уровень в новом прогнозе Минэкономразвития.
Министр нефти Кувейта шейх Ахмед аль-Абдалла ас-Сабах назвал пороговым уровнем для ОПЕК $65 за баррель — если он будет достигнут, может последовать внеочередное собрание членов картеля. Вчера Merrill Lynch понизил прогноз спроса на нефть и ее среднегодовой цены с $83 до $76 за баррель. В этом году это первое понижение прогноза по нефти. Оно вызвано ожиданиями продолжения падения евро, что помимо сокращения спроса в Европе также приведет к более скромному росту экономики в долларовом эквиваленте, говорится в сообщении инвестбанка, прежде ожидавшего подорожания нефти до $92 во второй половине года. Прогноз просто был слишком «бычий», замечает Владимир Тихомиров из «Уралсиба». JPMorgan, Credit Suisse, Deutsche Bank, наоборот, недавно прогнозы повысили (до $88, $81 и $70,5 за баррель Brent соответственно).
«Последнее снижение цен на нефть представляется здоровой коррекцией на завышенные цены», — говорит аналитик Credit Suisse Кристо Баррет (цитаты по Reuters). Он повысил прогноз до $78 с апрельских $76. Рост мировой экономики гарантирует рост спроса на нефть, уверен Франк Шалленбергер из Landesbank. Долгосрочный диапазон — $70-85, полагает Торстен Фишер из Royal Bank of Scotland.
Если нефть пробьет $60, российская экономика получит серьезный удар, но пока рано впадать в пессимизм, считает Юлия Цепляева из BNP Paribas: «Пока не ясно, где новое равновесие цены нефти». По расчетам аналитиков Barсlays, оно в диапазоне $61-65; но год назад были расчеты, «что и $40 — очень хорошо», напоминает Цепляева. События последних недель свидетельствуют о правильности консервативной бюджетной стратегии, считают эксперты, Минфин и Минэкономразвития пока расходятся в цене нефти для бюджета на 2011 г. — $70 или $76.
Только без паники
Нервозность инвесторов неоправданна — события, сопоставимого с крахом Lehman Brothers, не произошло, считают экономисты. Рынки и реальная экономика опять поменялись местами, отмечает Тихомиров: полгода назад возобновление экономического роста вызывало сомнение, а рынки рванули вверх, теперь все наоборот. Оснований для паники нет: производство восстанавливается, торговля в Европе и США растет, в Китае продолжается экономический рост, ситуация с ликвидностью и кредитоспособностью компаний улучшается, перечисляет Тихомиров: «Но мотивы инвесторов — чистая психология, и, если коррекция будет глубокой, не исключено повторение сценария 2008 г. с новым кредитным коллапсом».
Страх не надо игнорировать, но и не надо становиться его рабом, взывает президент YCMNET Advisors Майкл Йошиками в своей колонке на CNBC.com: «Восстановление экономики будет сложным, но оно продолжается».
321