Курс евро зависит от трезвости умов министров ЕС
Можно ли считать создание Европейского антикризисного фонда эффективным способом укрепить евровалюту? И повлияют ли мероприятия Минфинов ЕС на украинскую экономику, в интервью с кандидатом экономических наук Андреем Новаком.
UBR.UA Минфин Евросоюза создает Антикризисный фонд в 500 миллиардов евро. Как вы думаете, насколько эффективны эти мероприятия?
А.Н. На самом деле, это мероприятие я ждал еще с начала финансового кризиса 2008 года, странно, что страны Евросоюза отреагировали столь поздно. Когда последствия уже вышли на поверхность, угрожая стабильности евровалюты. Когда начинался кризис 2008 года, такие мероприятия я рекомендовал для Украины. Нужно было сформировать, я это называл антикризисный бюджет, к которому привлекать кредитные, инвестиционные, бюджетные ресурсы. То есть, из трех разных источников сформировать антикризисный бюджет, чтобы эти деньги направлять в реальные сектора экономики. К сожалению, Украина этим путем не пошла, мы привлекаем кредитные ресурсы, просто, чтобы их проедать. Страны Евросоюза показали пример, и теперь, я надеюсь, что, возможно, и украинское экономическое руководство прислушается к этому примеру, и , возможно, в Украине появится антикризисный бюджет. К сожалению, у нас нет цельной антикризисной программы, возможно, получится сформировать антикризисный бюджет и направлять деньги в реальный сектор экономики, там, где они смогут заработать.
UBR.UA Но, смотрите, от большого внешнего долга страдает не только Греция, известно, что дальше в очереди Португалия и ее внешний долг составляет около 3 миллиардов евро, а в Испании это – триллионы. Откуда у ЕС возьмут такие средства?
А.Н. Дело в том, тогда ЕС и страны, которые входят в зону евро, это одни из самих развитых стран мира, это богатые страны. У них достаточно резервов и потому, собрать эти средства не проблема. Для этого нужны политические договоренности. Если они достигаются, видите, они достаточно легко могут крупные суммы собирать в такой фонд. Я бы хотел сказать, что дефицит бюджета – не есть проблемой, важно, на что тратят деньги, которые идут на покрытие бюджета. Если они просто идут на выплату социальных программ, это означает, что мы эти деньги просто проедаем. Мы не будем брать, откуда эти долги возвращать, потому, что мы не инвестируем их в реальный сектор экономики. Если эти деньги, долговые, запускать в реальную экономику, она даст отдачу, и тогда мы сможем выплачивать реальные социальные платежи. Это – главный принцип. Если этот принцип мы не выдерживаем, то антикризисные меры будут временными, они просто отстрочат следующую волну кризиса. К сожалению, именно этим путем пока-что идет Украина.
UBR.UA Известно, что после создания такого фонда, курс евро по чуть-чуть начал восстанавливаться, но сейчас опять наблюдаем его падение. Насколько такие тенденции продолжительны?
А.Н. Дело в том, что валютный рынок, это своего рода нерв. Очень чувствительный нерв, как и любой другой рынок, валютный или фондовый. И даже сама информация, что страны ЕС политически договорились о формировании этого фонда, сразу же пошло незначительное укрепление евро. Теперь дело за тем, как деньги этого фонда, насколько эффективно они будут использоваться. Если они эффективно будут направляться в реальные секторы экономики, которые больше всего в этом нуждаются, то евро и дальше будет укрепляться. Я думаю, в европейских странах разумные министры финансов, именно так они и будут делать. Они будут направлять деньги фонда в реальный сектор экономики, чтобы осуществлять виток обновления. И потому, я прогнозирую, что для евро особых опасностей не существует. Разве, что будут такие акции, которые мы наблюдали в Греции, где население не поддерживает антикризисные шаги и не хочет жертвовать своими социальными стандартами, хотя без таких жертв в настоящий момент невозможно обойтись. Другое дело, чтобы деньги, которые берутся в долг, действительно шли в реальный сектор экономики. Это важнее всего.
543