Что и когда включило станок для евро
Европейский Центробанк готовится усиленно «печатать» евро: политическим решением обязали выкупать долговые бумаги проблемных стран зоны. В первую очередь, Греции. Решение есть. А вот отношение к нему неоднозначно.
Виктория Бойко для UBR.UA
Падрайк Гарви, аналитик ING Group NV считает, что покупка гособлигаций для ЕЦБ равнозначна использованию ядерного оружия. Оно бросает тень на политическую репутацию ЕЦБ и ухудшает соотношение активов и обязательств. При этом эксперт признает, что это последний шанс Европы. Ведь ЕЦБ может напечатать столько евро, сколько нужно, чтобы спасти всю финансовую систему Европы. И не только. Неделю назад страны ЕС уже договорились о создании фонда помощи на 750 миллиардов евро. При этом из них 250 миллиардов предоставит Международный валютный фонд.
«Важен не факт, сколько денег готов выделить Евросоюз. Важен факт, что ЕС решился вообще помогать. Они перестали думать о том, что Греция должна сама справиться со своим проблемами. Они подошли к этому вопросу глобально и пытаются найти общеевропейское решение, несмотря на все трудности», – подчеркивает Валерий Доага, начальник управления дилинга казначейства коммерческого банка. «Хоть они и акцентируют внимание на том, что они единое экономическое пространство, однако это разные страны, с разными проблемами, с разным населением и разными государственными бюджетами. Поэтому унифицировать все свои действия для решения одной общей проблемы им очень сложно», – дополняет коллегу эксперт финансового рынка Феликс Инденбаум.
19 мая евровалюте предстоит очередной тест на прочность. Греция должна вернуть мировым инвесторам 9 миллиардов евро. А всего за год – 50 миллиардов. У Афин денег нет. От того реализуются ли, и как быстро, практические действия ЕЦБ, будет зависеть сила европейской валюты и ее будущее. Как и будущее всей еврозоны. Сейчас в мире идут наиболее жесткие дискуссии за все время ее существования относительно перспектив. Экономист Майк Астрахан в интервью израильскому деловому изданию заявил: «Было бы лучше, если бы Греция вышла или была выведена из еврозоны. Она бы вернулась к национальной валюте, могла бы провести девальвацию, понизить процентные ставки. Но таких шагов нельзя принять, пока она член ЕС». О выходе Греции из «зоны» стали говорить с момента, когда их правящая коалиция раскрыла подлинное состояние финансов страны. Сейчас активизировались не только дискуссии. Уже появились «слухи» о том, что Греция начинает печатать «драхмы». «Выход Греции из ЕС теоретически возможен. Но это бросит тень на евровалюту.
А учитывая, что последние годы многие страны начали диверсифицировать валютные резервы и увеличивать в них долю евро, то соответственно, резкое падение евро не выгодно для всего мира. И вообще, высокая волатильность на валютных рынка не выгодна для мирового экономического сообщества», – подчеркивает Феликс Инденбаум.
«Развал или даже раскол Еврозоны стал бы крупнейшей финансово-экономической катастрофой первой половины 21 века. Поэтому весь Евросоюз будет принимать всевозможные и невозможные действия, чтобы предотвратить подобный самоубийственный ход событий», – заявил Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle.
Усиливает негативный настрой в отношении еврозоны тот факт, что ее проблема не ограничивается Грецией. Как минимум еще 4 страны приближаются к развитию ситуации по «греческому сценарию». Для того чтобы понять размер их проблем, достаточно сравнить объемы внешних долгов. Ведущий аналитик инвестиционной компании Никита Михайличенко показывает цифры. «У Греции сейчас выпущено долговых бумаг на 230 миллиардов евро. Если брать Португалию – там в 3 раза больше. У Ирландии – 700 миллиардов. У Испании – вообще более триллиона евро выпущенного долга. Т.е. если будут проблемы в Испании – это будет очень серьезно. Тогда проблемы однозначно перейдут не только в экономическую, но и в политическую плоскость. И это очень усложнит прогнозирование ситуации в целом. Тогда риски вырастают и для экономики ЕС, и для евро, и для банковской системы Европы.
Проблемы еврозоны усугубляются и тем , что экономики членов ЕС восстанавливаются очень медленно. А проценты по долгам – больше, чем темпы этого роста. Получается спираль, когда фактически невозможно сократить этот долг. Он будет наращиваться сам собой. Чем это закончится, понятно всем – дефолтом. Вопрос в том, когда это произойдет. «Будущее ЕС выглядит очень мрачно. Когда-нибудь Греция обанкротится.
Заразиться могут и Португалия, и Испания. И если сегодня дать деньги Афинам, то придется их давать и другим странам. А спасать всех Европа не в состоянии», – считает Нейл Фергюсон, профессор Гарвардского университета и Гарвардской школы бизнеса.
Чиновники Евросоюза уверенно заявляют, что помощь получат все нуждающиеся партнеры по зоне. Олли Рен, еврокомиссар ЕС по экономическим и валютным вопросам подтвердил: «Мы будем защищать евро любой ценой. Мы готовы подобно Греции помочь любой стране, чтобы гарантировать финансовую стабильность в Евросоюзе».
Оказать такую поддержку ЕС будет сложно, подчеркивает Феликс Инденбаум. «Хоть они и акцентируют внимание на том, что они единое экономическое пространство, однако это разные страны, с разными проблемами, с разным населением и разными государственными бюджетами. Поэтому унифицировать все свои действия для решения одной общей проблемы – им очень сложно». Кроме того, подчеркивает эксперт: «Спасение Греции в первую очередь означает эмиссию денег. А эмиссия, в свою очередь, будет вызывать инфляцию еврозоны, которая отразится на всех странах. И решать проблемы одной страны за счет ухудшение уровня жизни всех стран зоны тоже никто не будет. Так что пока экономика Греции и других стран не стабилизируется, мы будем наблюдать снижение евро относительно доллара».
Курсовые прогнозы по еврозоне
Большинство курсовых прогнозов относительно евро, при нынешнем развитии событий, пока колеблются вокруг отметки 1 доллар 20 центов. И только в случае очень кризисных явлений, как например, дефолт какой-то из стран, евро может выйти к доллару на соотношение один к одному. Если же денежная помощь используется правильно, и быстро будет сопровождаться реальными и непопулярными действиями (как реформа пенсионной системы, увеличение налогов), может даже частично отыграть утраченные позиции. «Выделение Греции помощи в 100 миллиардов евро пока решают проблему ликвидности и этого должно хватить, чтобы Греция своевременно обслуживала свои долги в 2010 и 2011 году, – утверждает Никита Михайличенко. – Однако это не снимает структурные проблемы. Реально экономика Греции будет сокращаться в течение следующих нескольких лет. А это не будет давать возможность сбалансировать бюджет. Или будет очень усложнять этот процесс. Поэтому краткосрочная проблема ликвидности временно снимается. Но остается неопределенным более долгосрочные структурные проблемы. И от решения будет зависеть долгосрочная перспектива евро».
Валерий Доага поддерживает коллегу, но его прогноз еще более оптимистичен: «В ближайшие три месяца мы можем спокойно вернуться на уровень 1,35 если в этих странах все будет развиваться положительно. Ведь эти страны больше занимались популистскими решениями и за счет Евросоюза пытались решить какие-то собственные интересы, которые бы поддержали бы ту или иную правящую партию. Факт не в том чтобы просто правильно распорядиться полученной финансовой помощью. Вопрос в том, чтобы страны, у которых сейчас проблемы, приступили к решению внутренних проблем. Например, чтобы Греция урезала содержание по пенсионному обеспечению и увеличила пенсионный возраст. Нельзя сказать, что все зависит только от транша (до боли знакомые для Украины советы). И тогда если рассматривать долгосрочную перспективу, то, возможно, евро вернется и к 1, 45. И, может быть, увидим 1,50 в годовой и более далекой перспективе. Ведь проблемы в США и внешний долг, который больше, чем у стран ЕС, не исчезли. Они отошли на второй план на фоне «греческого вируса».
Евро затрагивает Украину
Курсовые колебания евро в мире украинцы ощущают по сути февраля. Он подешевел на 50 копеек только за последние дни и на гривню с начала года. И пока эксперты не исключают его снижения даже до 9 гривен за доллар. «Курс евро-гривна формируется от двух показателей — курса доллара к гривне и евро к доллару. Поэтому надо разделить эти две составляющие. Так как мы прогнозируем, что гривня к доллару будет укрепляться, то в пропорции евро-гривня тоже будет укрепление. Но с другой стороны, учитывая, что сейчас евро и так на максимально низком уровне, и Евросоюз принял позитивное решение по помощи Греции, Португалии, Испании, Италии, которая поможет справиться еврозоне с кризисом, и тем самым евро-доллар будет, по нашим данным, расти. И евро-гривня тоже должен, исходя из этих фактов, расти. Пока же в краткосрочной перспективе мы ожидаем, что курс доллар-гривня не изменится, и НБУ будет продолжать поддерживать уровень 7,90. И если учитывать, что в течение 3 месяцев курс будет 7,90, а курс евро упадет на 1,20, то можем увидеть в среднем 9,50» – прогнозирует Валерий Доага.
Падение евро также будет иметь значение для нашей экономики. Например, это положительный эффект на инфляцию и определенные группы импортных товаров. Но … проигрывает текущий счет платежного баланса, а привлекательность и конкурентоспособность украинских товаров на международных рынках падает. Эксперт финансового рынка Эрик Найман подчеркивает: «Ситуация с евро ухудшает экспортные позиции Украины на международных рынках. Кроме того, падение евро потянет ослабления экономики Китая. И это тоже скажется на торговом балансе Украины. Скорее всего, произойдет некоторое перераспределение. Евро против гривни станет дешевле. Но гривня станет слабее относительно доллара – до уровня 8».
Привлекательнее для нас станет и европейский импорт. В первую очередь это коснется автомобилей европейского производства, строительных и отделочных материалов, мебели. Если, конечно, подчеркивают эксперты, украинские продавцы не будут держать цены, а чиновники не повышать акцизы и налоги на импортные товары.
К тому же, считает Фелик Инденбаум, «Надо учесть, что и курс рубля зависит от бивалютной корзины, в которой 55% доллар и 45% евро. И соответственно ослабление евро автоматически ослабляет рубль на мировом рынке. Поэтому станет также дешевле импорт из России. Поэтому можно ожидать наплыва товара от северного соседа, расчет за который происходит в рублях».
Что же дальше?
Ситуация в которую попал Евросоюз, колебания и общая неопределенность, которая сохраняется относительно будущего еврозоны, дает всему миру очередной весомый урок – жить в долг нужно с умом. Ведь если произойдет дефолт одной из стран Евросоюза, вновь начнут сворачивать все финансовые рынки, как после банкротства Леман Бразерс. Поэтому уже сегодня надо готовиться к изменению моделей экономического и финансового развития мировой экономики. Как утверждает известный российский экономист Михаил Хазин: «Беда в том, что одновременно закончила свое действие и модель «рейганомики», в рамках которой кредитная накачка поддерживалась постоянным снижением стоимости кредита. А это значит, что отдавать долги придется всем, не только Греции, а вот где брать деньги для того, чтобы отдать кредиты, это большой вопрос».
512