Экс-глава СБУ Валентин Наливайченко заявляет, что пребывание подразделений ФСБ России в Крыму противоречит законодательству Украины.
«Протокол, заключенный в 2000 году, согласно которому подразделения ФСБ находились в Крыму, никогда не соответствовал законодательству Украины», – заявил Наливайченко.
Кроме того, он уверен, что функции, которые с 2000 по 2009 год были возложены на офицеров ФСБ, – в частности противодействие шпионажу на флоте и антитеррористическая деятельность – может и должна выполнять украинская спецслужба.
«Мы сделали четкий вывод: у нас достаточно сил самостоятельно справляться с этими задачами,– подчеркнул Наливайченко.– И самое главное, российская контрразведка на нашей территории совершала недружественные акты, в том числе вербовочные подходы и подходы к секретоносителям, нарушая Уголовный кодекс Украины».
Бывший глава украинских спецслужб заявил, что политически, и в правовом отношении у Украины достаточно и средств, и специальных органов, чтобы выполнять задачи, которые были возложены на подразделения ФСБ в Севастополе.
В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Государственной думы России по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин считает возвращение сотрудников российской контрразведки в Крым закономерным: «Было бы логичным при перезагрузке отношений между нашими странами снять раздражающие факторы, которые целиком и полностью изобретены предшественниками нынешних правительства и президента».
По его словам, необходимость присутствия офицеров ФСБ на ЧФ РФ связана с безопасностью воинских частей и сложившейся практикой взаимодействия между министерством обороны РФ и ФСБ.
«Террористическая угроза достаточно велика, а ФСБ вовлечена в борьбу с терроризмом по всей территории России и имеет несоразмеримо больший опыт в этом вопросе, чем украинская Служба безопасности,– подчеркнул Затулин.– Поэтому, учитывая многочисленные обещания сделать Черноморский флот объектом террористических угроз, присутствие сотрудников ФСБ на ЧФ РФ востребовано вне зависимости от характера наших отношений с Украиной».
При этом депутат отметил, что после подписания и ратификации соглашения о продлении срока пребывания ЧФ РФ в Украине спецслужбы обоих государств могли получить «политический заказ, направленный на сглаживание противоречий». «С приходом нового руководства открываются новые возможности и новые шлюзы, устанавливается доверие в таких деликатных областях, как спецслужбы, разведка и контрразведка»,– сказал Затулин.
Следует отметить, что и в комитете Верховной Рады по вопросам нацбезопасности и обороны возвращение сотрудников ФСБ считают логичным.
«Каждая спецслужба должна осуществлять контрразведывательную функцию в воинских формированиях своей страны, такова и функциональная задача ФСБ, – сказал секретарь комитета Юрий Самойленко (Партия регионов).– В этом нет ничего страшного – они решают контрразведывательные задачи, возложенные на них законом. И в наших воинских формированиях, которые находятся за рубежом по линии ООН,– в этом нет никакого секрета – присутствуют офицеры контрразведки». Украинские воинские контингенты, имеющие мандат ООН, находятся в Либерии и Косово.
Что касается заявлений о том, что офицеры ФСБ занимались в Крыму разведывательной деятельностью, в том числе агентурной, то, по мнению Самойленко, они являются надуманными: «Это была искусственная политика, направленная на развитие русофобии, которую проводил бывший Президент Ющенко».
341