Это была просто идея, «экспромт» принимающей стороны, говорили украинцы после выступления Путина. Нет, возразил пресс-секретарь российского премьер-министра, это, скорее, «продуманное и просчитанное предложение». Перед включенными телекамерами Путин вечером в пятницу в Сочи сделал удивленному украинскому премьер-министру Азарову предложение, которое с точки зрения украинской государственной политики может быть воспринято как достаточно непристойное. Он предложил объединить российского монополиста Газпром со значительно меньшим, но, все же, достаточном крупным украинским государственным концерном «Нафтогаз Украины».
Это предложение затрагивает основы того, что еще недавно на Украине оказавшийся теперь в оппозиции «западный» лагерь рассматривал как сердцевину суверенитета страны. Государственный монополист «Нафтогаз Украины» с его 170 000 сотрудников не только намного превосходит остальные предприятия этой страны. Он обладает контролем над газопроводами и газохранилищами, которые Украина получила в 1991 году в наследство от Советского Союза, бывшего в свое время также центральным игроком на европейском рынке природного газа. По находящимся под контролем «Нафтогаза Украины» транзитным трубопроводам общей протяженностью 38 200 километров в настоящее время прокачивается 80 процентов российского газового экспорта в Западную Европу. Украинский концерн также имеет в своем распоряжении 13 гигантских подземных газохранилищ, постоянно пополняемых летом , в которых хранится зимний резерв этого вида топлива для Европы. Именно поэтому «Нафтогаз Украины» всегда был больше чем просто предприятием, так как он обладает средствами давления на Газпром в виде труб и хранилищ, и поэтому украинский концерн всегда считался важнейшим оружием Украины в борьбе против российских гегемонистских планов. То, насколько это средство эффективно, было продемонстрировано в январе 2009 года, когда Газпром в результате российско-украинского спора прекратил на пару недель транспортировку газа. Газпром получил тогда миллиардные убытки, а Европа, некоторые регионы которой остались без газа, замерзала. Именно по этой причине ни одно украинское правительство не хотело выпускать из своих рук «Нафтогаз Украины».
Пока о предложении Путина относительно слияния Газпрома и «Нафтогаза Украины» ничего конкретно не известно. Однако Газпром намного больше «Нафтогаза Украины», и поэтому многие опасаются того, что в результате украинский концерн может оказаться под полным контролем России. Москва надеется на этот раз получить тот рычаг, при помощи которого она сможет преодолевать сопротивление Украины. Через некоторое время два находящихся под контролем Газпрома газопровода пройдут в обход Украины. Уже начато строительство газопровода Nord Stream, который будет проложен по дну Балтийского моря к берегам Германии. Запланировано также строительство трубопровода «Южный поток» через акваторию Черного моря, который также позволит осуществлять транспортировку газа в сторону Запада. Эти два трубопровода могут выбить из рук Украины главное средство давления (прекращение поставок), так как русские получат возможность воспользоваться альтернативными маршрутами. Кроме того, Россия может пригрозить сокращением объемов транспортировки природного газа через территорию Украины, что приведет к значительным потерям прибыли в связи с уменьшением платы за транзит. Теперь Москва предлагает и дальше использовать газотранспортную систему Украины в полном объеме, но только в том случае, если она станет совместной собственностью. Пресс-секретарь Путина Песков после беседы премьер-министров двух стран указал на то, что «на фоне» новых российских альтернативных маршрутов транспортировки слияние двух компаний может создать гарантии того, что проходящие через территорию Украины трубопроводы будут и дальше использоваться.
325