Должны ли женщины-наркоманки и алкоголички подвергаться стерилизации?
В 39 штатах США действует благотворительная организация, которая предлагает деньги наркоманам, соглашающимся пройти процедуру стерилизации.
57-летняя Барбара Харрис, основательница организации Project Prevention, считает, что наркоманы не должны рожать детей, поскольку такие младенцы нередко рождаются с наркотической зависимостью, и их родители не способны о них заботиться. Теперь Харрис собирается заняться подобной деятельностью и в Великобритании.
«Главная забота — дети»
«Почему право женщины заводить ребенка должно считаться более важным, чем право ребенка иметь нормальную жизнь?» — этим вопросом постоянно задается Барбара Харрис, которая сама усыновила четверых детей, рожденных наркоманкой.
«Я считаю, что никто не имеет права передавать свою наркотическую зависимость другому невинному человеку. Взрослые сами должны отвечать за свой выбор, но у ребенка родителей-наркоманов нет выбора».
Барбара Харрис, основательница Project Prevention
«Первой, кого мы с мужем удочерили, и пятой по счету у этой матери, была восьмимесячная девочка. Четыре месяца спустя нам позвонили и сказали, что та же мать родила шестого ребенка, не хотим ли мы и его усыновить? И мы решили взять его к себе домой, чтобы брат и сестра могли быть вместе», — сказала Барбара Харрис в интервью Би-би-си.
Потом у этой матери-наркоманки родился седьмой и восьмой ребенок, и Барбара усыновила и их, чтобы не разлучать братьев и сестер. Ее часто оскорбляют, даже плюют в лицо, называют расисткой и обвиняют в использовании инквизиторских методов. В ответ на это Барбара Харрис говорит лишь, что единственная ее мотивация — это забота о детях.
«Я считаю, что никто не имеет права передавать свою наркотическую зависимость другому невинному человеку. Взрослый наркоман или наркоманка сами должны отвечать за свой выбор, но у ребенка родителей-наркоманов нет выбора», — считает она.
300 долларов за стерилизацию
Благотворительная организация Project Prevention, которую создала Барбара Харрис, предлагает свои услуги не только наркоманам обеих полов, но и алкоголикам. Они могут добровольно вшить имплант, который предохраняет от беременности на протяжении 10 лет или сразу решиться на стерилизацию. Каждый наркоман, соглашающийся на стерилизацию, получает 300 долларов.
За 13 лет работы этой организации около 2000 женщин приняли решение о своей стерилизации и лишь 29 мужчин согласились на васектомию, то есть на операцию по перекрытию семенного канала.
Споры о стерилизации в России и Белоруссии
«В свое время надо мной насмехались, но Польша, например, в прошлом году приняла соответствующий закон. И это правильно: хотите иметь детей — прекратите пьянствовать и разлагаться, не надо плодить нам нездоровое общество»
Сергей Костян
Время от времени предложения о стерилизации наркоманов и алкоголиков возникают и в России, однако, как правило, все эти разговоры остаются в кулуарах. А вот в Белоруссии несколько лет назад тогда еще депутат палаты представителей Национального собрания Сергей Костян предложил принять закон о насильственной стерилизации лиц, ведущих асоциальный образ жизни.
Сергей Костян, который сейчас является председателем белорусско-славянского комитета, подтвердил, что до сих считает стерилизацию наркоманов и алкоголиков правильной мерой. «В свое время надо мной насмехались, но Польша, например, в прошлом году приняла соответствующий закон. И это правильно: хотите иметь детей — прекратите пьянствовать и разлагаться, не надо плодить нам нездоровое общество», — сказал Костян.
Впрочем, и в мире, и в России этот вопрос вызывает с одной стороны бурю эмоций и негодования, а с другой — призывы к государству подходить более ответственно к профилактике наркомании и алкоголизма.
В Нижнем Новгороде несколько лет назад была создана Международная академия трезвости. Ее президент и эксперт российской Государственной Думы Александр Маюров считает, что стерилизация — это бредовая идея.
Уроки трезвости
«Главная наша задача — не допустить беды. И мы создали оригинальный проект: школьные уроки культуры здоровья. Этот предмет уже успешно преподается в разных российских регионах с первого по одиннадцатый классы», — пояснил Маюров.
На мой вопрос, кто может вести такие уроки, Маюров объяснил, что это может делать любой учитель — при условии, что он некурящий и непьющий.
По словам Александра Маюрова, практика подтверждает, что в тех школах, где детям с первого класса раз в неделю рассказывали о вреде алкоголя и наркотиков, формируется здоровый подход и к тому, и к другому и, как следствие, здоровые люди. С особым успехом этот предмет преподается в Якутии, Ярославской и Московской областях.
«Если кастрировать, то все пять органов чувств»
И все-таки что делать с теми, кому профилактика уже не поможет? Профессор кафедры медицинской психологии и директор петербургского института резервных возможностей человека Григорий Григорьев сразу предупреждает, что если говорить о лечении наркоманов или алкоголиков, надо подходить с позиции — дух, душа и тело.
«До того, как появились врачи-наркологи, этой темой занималась церковь», — напоминает профессор Григорьев. «Она рассматривала любого рода зависимость, будь то курение, пьянство, наркомания или обжорство как грех, имя которому чревоугодие. Поэтому когда мы говорим о лечении какого-либо из ответвлений этого греха, тут нужен именно такой подход».
«Любая зависимость подразумевает вовлечение всех пяти органов чувств, поэтому если кастрировать человека — надо кастрировать все пять органов чувств. Иначе не будет никакого эффекта, поэтому у физической стерилизации нет перспективы»
Григорий Григорьев, профессор
Современная медицина сосредоточена на оказании лишь физической помощи, а такое отношение проблемы не решит, полагает Григорий Григорьев.
«Любая зависимость подразумевает вовлечение всех пяти органов чувств, поэтому если кастрировать человека — надо кастрировать все пять органов чувств. Иначе не будет никакого эффекта, поэтому у физической стерилизации нет перспективы», — считает профессор Григорьев.
«Наркомания излечивается, но лишь при наличии собственного желания самого наркомана, а чтобы такое желание появилось, должен найтись человек, которому он поверит», — говорит Григорьев.
По некоторым данным, за последние 10 лет в России количество женщин, которые употребляют наркотики, возросло в 7 раз. По официальной статистике в России сегодня по самым минимальным подсчетам около трех с половиной миллионов наркоманов, около 20% из них — женщины.
Как это отразится на генофонде нации? Отразится, говорят специалисты, и уточняют: это вопрос трех поколений.
Причем опаснее для генофонда не дети, рожденные от наркоманов, а дети, зачатые в алкогольном опьянении.
323