Что вначале представлялось долговой проблемой одного европейского государства, сейчас выявило ошибки политического курса во всех странах блока.
На смену конструктивным предложениям, которые успокаивали рынки, заставив инвесторов думать, что Греции будет оказана какая-то помощь, пришло смятение.
Политики спорят, кого поддерживать — Грецию или Германию, а риск, что Греция создаст большие проблемы финансовой системе региона, продолжает расти.
Можно почувствовать, насколько серьезен кризис, взглянув на доходность облигаций. Это меньше заметно по облигациям Греции, чья доходность за 10 лет выросла почти на 6,5%, по данным на вторник. А вот доходность облигаций Германии упала до 3,6% — это самый низкий уровень примерно за годовой период — и близится к 2,9% как в самый разгар кризиса. Это происходит под действием трех сил: бегства в надежные инструменты, симпатии к немецкой бережливости и опасений по поводу разрушительных последствий кризиса в Греции для всей экономики Европы и ее финансовой системы.
Еще один показатель глубины проблемы — позиция главы европейского Центробанка Жана-Клода Трише. Он заметно смягчил жесткую линию банка по отношению к Греции, выступив в роли миротворца. В своем заявлении во вторник он сказал, что страны Европы могут выдать Греции кредит, если всей экономике региона будет угрожать опасность, и предположил, что Центробанк может пересмотреть условия кредитования и продлит срок выплаты кредита до конца текущего года в случае, если кредитный рейтинг страны опустится еще ниже.
Тем временем, президент Федерального резервного банка в Атланте Дэннис Локхарт предупреждает, что греческий кризис может негативно сказаться на экономике США, в частности в связи с масштабным ударом по финансовым рынкам, который может навредить банковской системе и заставить инвесторов выйти из суверенных облигаций.
Накануне саммита Евросоюза, который состоится в конце этой недели, для рынка вспыхнул красный уровень опасности. Греция требует все большей поддержки, при этом настаивая, что ни о чем подобном не просила. Германия говорит, что о помощи Греции не может быть и речи. Что делать в этой ситуации — ясно: спорщикам нужно остыть и, как призывает Трише, хорошенько подумать, прежде чем делать какие-то заявления. Единственно возможное решение проблемы видится в том, чтобы правительства стран Европы сосредоточились на латании дыр, оставленных кризисом, и на создании перспектив роста.
Однако надежда на то, что это произойдет, тает с каждым днем. Попытки Греции заставить своих соседей по Евросоюзу ей помочь, могут все-таки привести к тому, что какая-то поддержка ей все же будет оказана. Но любое краткосрочное решение проблемы может только усугубить ситуацию в будущем. Об этом не в последнюю очередь должны помнить другие страны с высоким уровнем внешнего долга. Между тем, подрыв доверия к странам Европы, который произошел из-за Греции, может дестабилизировать ситуацию в еврозоне в критический момент, еще больше ослабляя европейскую валюту.
975