Финансовые рынки замерли

«Премьер-министр Австралии Кевин Радд заявил, что весь финансовый мир следит за начинающимся сегодня судебным процессом над четырьмя сотрудниками британо-австралийской компании Rio Tinto, арестованными в Шанхае по подозрению во взяточничестве и краже государственной тайны. По словам Рада, австралийское правительство также внимательно следит за ситуацией.

 

Китай имеет отличную от Австралии и всего мира систему правосудия, поэтому мы будем пристально наблюдать за процессом», — отметил австралийский премьер.

Отметим, что среди обвиняемых есть гражданин Австралии Стерн Ху. Австралийским представителям разрешено участвовать в частях процесса, касающихся взяточничества, однако им закрыт доступ на слушания, касающиеся кражи гостайны.

В случае признания подозреваемых виновными, им грозит до семи лет заключения за промышленный шпионаж, и до двадцати лет за дачу взяток, рассказал адвокат одного из обвиняемых.

 

В прошлом году Rio Tinto вела переговоры с властями Китая по поводу цены на железную руду. Пекин требовал установить стоимость сырья для своих сталелитейных заводов на минимальном уровне и зафиксировать их в течение года. После отказа Rio Tinto от такого предложения Китай достиг выгодного соглашения с японскими и корейскими поставщиками сырья.

 

Эксперт по Китаю в Университете Квинсленда Хуэй Фэн считает, что случай с Rio Tinto является четким сигналом готовности китайских властей установить жесткие правила игры с иностранными компаниями. «Я думаю, что это является четким сигналом для иностранного бизнеса. Правительство будет решительно пресекать незаконную деятельность, хотя в прошлом оно, в основном, закрывало глаза на подобные случаи «, — говорит Хуэй.

 

С ним не согласен старший аналитик Control Risks Эндрю Гилхолм. По мнению этого эксперта случаи с Rio Tinto или Google не отражают некую новую китайскую линию. Власти КНР четко осознают необходимость сотрудничества с иностранными инвесторами, отмечает он. «Я думаю, что это конкретные и весьма единичные случаи, но никак не широкая тенденция, которая затронет иностранные компании в Китае», — рассуждает Гилхолм.

 

Китай является крупнейшим торговым партнером Австралии. В 2008 году эта страна экспортировала в КНР железную руду на $15 млрд. Это составило 41% от общих объемов импорта этого сырья в Китай. Однако в прошлом году сотрудничество двух стран омрачилось скандалом с Rio Tinto и неудачными попытками Китая приобрести ряд сырьевых активов в Австралии. В частности, неудача Chinalco с инвестициями в размере $19,5 млрд. в Rio Tinto, что стало бы крупнейшим вложением китайского капитала за пределами страны, привело к зависимости от поставок альянса Rio и BHP Billiton и бразильской Vale. Эти три игрока контролируют 70% мирового рынка железной руды.

295