Чем привлекают наши банки иностранцев

После завершения сделки по продаже ТАС-Комерцбанка шведскому Swedbank доля иностранного капитала в банковской системе вплотную подберется к 30%. При этом ни один из купленных иностранцами украинских банков не обещает своим новым владельцам быстрой окупаемости. Экономические известия попытались выяснить истинные причины интереса иностранцев к украинскому финансовому рынку.

 

То, что для иностранных банков Украина так же привлекательна, как патока для пчел, стало ясно еще в минувшем году. По данным компании Ernst&Young, 77%всего украинского рынка слияний и поглощений ($4,8 млрд.) в 2006 г. составили сделки по приобретению иностранными компаниями отечественных банков. Количество и стоимость сделок по продаже украинскими владельцами своих банков нерезидентам продолжают увеличиваться в этом году. Переплата за капитал любого более-менее приличного банка уже не является чем-то удивительным ни для иностранных, ни для отечественных аналитиков. В последнее время не надо даже звонить им, чтобы узнать оценочную стоимость того или иного банка, ушедшего в руки международной финансовой группы. Ответ и так известен — примерно четыре-пять капиталов. Конечно, если бы речь шла о небольших суммах, это никого бы не удивляло — на рубле и 50 копеек не переплата. Однако мы становимся свидетелями масштабных, даже по мировым меркам, сделок. Далеко за примерами ходить не нужно — шведский Swedbank выкладывает практически $1 млрд. за достаточно крепкого середнячка — ТАС-Комерцбанк, итальянский UniCredit готов заплатить $2,05 млрд. за Укрсоцбанк. При этом ни одно из приобретений не обещает своим новым владельцам быстрой окупаемости. К примеру, «Райффайзен Банк Аваль» за первый квартал этогогода задекларировал чистую прибыль в размере всего $35,6 млн. При сохраняющихся темпах роста дохода, к концу года банк сможет заработать около $140 млн. Это значит, чтоокупить инвестицию в украинский банк австрийская группа Raiffeisen Int. сможет не ранее, чем через восемь лет (с учетом затрат на модернизацию процессов и ребрендинг). Дляразвивающейся экономики срок немаленький.

 

Что же так привлекает иностранные банки в Украине? Ответ, кажется, прост: возможность заработать на сравнительно большой разнице между стоимостью депозитов и кредитов, которая в Украине стартует с 5% годовых и доходит до умопомрачительных для банковского бизнеса 35-40% чистого годового дохода. Но это то, что лежит на поверхности. Кроме маржевого дохода, иностранных банкиров влечет в Украину ее огромный экономический потенциал. В минувшем году уровень ВВП на душу населения в нашей стране составлял около EUR1800, увеличившись за последние семь лет на 200% (см. диаграмму 1). При аналогичных темпах роста уровень ВВП надушу населения в Румынии составляет EUR4500. В Польше на одного человека приходится EUR7100, а темпы роста ВВП за последние семь лет составили 73%. Если предположить, что Украина будет догонять своих ближайших соседей, то наша страна становится крайне привлекательной для банковского бизнеса. За последние пять лет банковская система ежегодно увеличивала свои активы и доходы примерно на 50%. Такими же, если не большими темпами росла монетизация экономики. Если темпы роста сохранятся, то можно представить себе, какие потоки денег будут проходить через банковскую систему через три-пять лет. Чтобы получить эти средства, иностранные банки и стремятся застолбитьконкурентную долю рынка и узнаваемый бренд. Ведь не стоит забывать и о потенциале розничного кредитования. Доля потребительских кредитов на душу населения в Украине в минувшем году не превышала EUR300 (см. диаграмму 2), тогда как у наших ближайших соседей — Чехии, Венгрии, Словакии и Хорватии — этот показатель никак не меньше EUR4 тыс. В ближайшие три-пять лет Украина неминуемо достигнет такого же уровня потребительского кредитования, ведь доходы населения растут достаточно высокими темпами, а прелести кредитования вкусили только 13% украинских граждан (в ЕС минимальный уровень проникновения кредитования в массы — 20% — в Румынии. См. диаграмму 3.— Авт.).

 

Безусловно, не следует забывать и о спекулятивном факторе. Заметьте, в Украине присутствуют только три банка, которые могут назвать себя грандами мирового финансового рынка — французские группы BNP Paribas, Societe Generale и Credit Agricole, а также итальянская UniCredit. Все остальные — середнячки глобального финансового рынка, которые приходят вУкраину для того, чтобы расширить географию своего присутствия и, возможно, заработать на дальнейшей перепродаже местных банков более крупным игрокам. 

 

Возьмем любой банк, валюта баланса которого сейчас составляет примерно EUR6 млрд. Если через 10 лет активы банка увеличатся в десять раз, то и капитал банка должен будет составлять около EUR6 млрд. Даже при консервативном multiplies 2 для того, чтобы купить такой банк, инвестору придется выложить минимум EUR12 млрд. (цена вхождения на рынок через 10 лет). 

 

Допустим, сегодня за банк с капиталом EUR500 млн. инвестор заплатил EUR2 млрд. За 10 лет купленное кредитно-финансовое учреждение заработает примерно EUR700-750 млн., плюс кэтому акционерам придется вложить в капитал банка еще около EUR4,75 млрд. Вот и получается, что, заплатив живыми деньгами за украинский банк EUR6 млрд., через 10 лет можнополучить уже EUR12 млрд. При этом динамично растущий украинский финансовый рынок обещает иностранной банковской группе дополнительные дивиденды от роста ее капитализации. Например, за последние два года череда удачных приобретений в регионе Центральной и Восточной Европы принесла австрийской банковской группе Erste рост котировок акций на EUR20. Всего же за девять лет удачной стратегии слияний и поглощений небольшая по европейским меркам банковская группа смогла увеличить свою капитализацию в девять раз. 

 

«Одна из главных целей покупки украинских банков — это мировая тенденция концентрации банковского капитала. Сегодня Украина — единственная большая страна, в которой относительно недорого можно приобрести многофилиальный банк с заметной рыночной долей. В большинстве других стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан) купить банк сложнее. Поэтому и цены на украинские банки очень высоки, вследствие того, что у инвесторов реальной альтернативы нет. При этом рынок финансового сектора испытывает избыток денег, которые могут быть инвестированы в финансовые компании»,— резюмирует советник предправления Укргазбанка Александр Охрименко.

768