Коммерческие банки не смогут покупать доллары и евро, чтобы возвращать валютные вклады, так как запретил Нацбанк.
Он оставил за подчиненными право на приобретение иностранной валюты только под выплату процентов по депозитам в СКВ. А сумму тела вклада банки должны будут погашать за счет собственных средств в валюте. Соответсвующее постановление Национального банка уже зарегистрировано в Министерстве юстиции.
Нововведение касается только новых вкладов, объясняют аналитики. Для погашения старых депозитов процедура обслуживания вкладов остается старой. И коммерческий банк сможет для вкладов, оформленных до момента вступления в силу постановления НБУ 762, по-прежнему покупать иностранную валюту.
Причины очередного запрета НБУ финансисты называют разные. Первой называют попытку ограничить колебания валют и ухудшение размеров золотовалютных резервов. С начала года каждый месяц резервы уменьшаются на 4,5%. Так в январе минус составил миллиард 219 миллионов долларов, в феврале – минус миллиард 137 миллионов. Цифры 2010 –го в среднем в полтора раза превышают показатели «похудения резервов» в конце 2009-ого. Так в декабре «запасы» НБУ уменьшились на 786 миллионов, а в ноябре всего на 421 миллион долларов.
дной из причин уменьшения золотовалютных резервов, Станислав Аржевитин, член комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности видит в уменьшении количества выручки экспортеров. «Наши экспортеры все меньше дают валютной выручки. Она идет с минусом. И сегодня мы имеем минусовое сальдо — в среднем один миллиард ежемесячно по нашим внешним торговым операциям».
По сравнению с валютными доходами валютные платежи не уменьшаются. Так ежемесячно Украина должна платить от 500 до 800 миллионов долларов России за газ. У Нафтогаза денег нет. По-сути, за него через ОВГЗ и резервы НБУ раньше рассчитывался Национальный банк. Скорее всего этим же он будет заниматься и дальше, уверены эксперты. А это удар по резервам. К тому же есть еще другие государственные внешние долги и потенциальный спрос на межбанке. «НБУ чувствует ситуацию, чувствует критичность отсутствия необходимых средств, особенно валютных, и поэтому прибегает к разным мероприятиям ограничительного характера. Это не очень хорошо для выравнивания тех или иных проблем, которые имеют место с валютными кредитами или депозитами. Но они вынуждены идти на этот шаг», — подчеркивает Станислав Аржевитин.
Банкиры-практики находят еще один, не менее весомый аргумент, для нового запрета. Утверждают, что Нацбанк через свой запрет посылает подчиненным достаточно четкий сигнал — не принимать новых депозитных вкладов в иностранных валютах. И работать только в гривне. «Может получиться так, что банки не смогут погасить эти валютные вклады, — отмечает эксперт финансового рынка Эрик Найман. — Например, банк продолжает принимать валютные вклады. При этом их не могут раздавать в виде кредитов. А НБУ еще и требует продавать иностранную валюту. Получается, что коммерчески банки валюту продадут. А со временем, когда надо будет возвращать вклад клиенту, не смогут откупить валюту назад. И тут возникает первый физический риск невозможности в виде запрета — купить инвалюту для расчетов. Разве что строить пирамиду, рассчитываясь со старым вкладчиками валютных депозитов за счет денег, принесенных новыми клиентами».
Такие ограничительные меры Нацбанка загоняют его подчиненных в глухой валютный угол. Потому что делает невыгодным принятия валютных вкладов у населения. Которое, наоборот, пока большинство денег приносило именно в валюте. В такой ситуации, уверен Эрик Найман, можно ожидать достаточно быстрой реакции коммерческих банков по существенному снижению процентных ставок в валюте. Это может быть падение до 5-6 процентов годовых. Именно до 5-6%, а не на 5-6%. Это ориентир по ставкам для долларовых вкладов, а по евро может быть еще меньше на 1-2%. Только таким резким снижением доходности по доллару и евро можно «остудить» горячую любовь рядового украинца к депозитам в СКВ. Но приведет ли это к переориентации на гривну или просто вытолкнет валютные сбережения из банков коммерческих в банки домашние, аналитики предсказать не берутся. Слишком много сопутствующих условий должно быть учтено в таком прогнозе. А точнее в реальной экономике.
520