На текущий момент все внимание профильных гуру и руководства стран обращены в направлении статистиков. Все с нетерпением ждут появления первых сигналов о выходе страновых экономик из рецессии.
Нынче штатовский миллиардер Уоррен Баффет поделился своим взглядом на текущее состояние экономики США. По его словам, экономика восстанавливается, но очень низкими темпами и потребители тратят не так много, как хотелось бы, вследствие чего рост занятости тоже будет медленным. В качестве примера У. Баффет привел дочерние компании Berkshire — Shaw Carpet и Acme Brick, уволившие тысячи работников во время кризиса. Миллиардер подчеркнул, что обе компании неизбежно наймут гораздо больше сотрудников, но вовсе не обязательно, что наем начнется в ближайшие полгода. Таким образом, если У. Баффета не подведет интуиция, ралли на рынке акций в ближайшие шесть месяцев ждать не стоит. И биржевые спекулянты могут расслабиться до августовского сезона отпусков.
Меж тем лежащая на боку российская экономика подает крайне противоречивые сигналы. В январе впервые за последний год в стране уволенных граждан оказалось меньше, чем вновь принятых на работу. Такие данные опубликовал Росстат. Правда, по сообщению Минздравсоцразвития, число безработных не сокращается, а стремительно увеличивается – по 1,4% в неделю.
Не менее шизофреничной выглядит и статистика в промышленности, которая в январе показала рост при одновременном спаде инвестиций. Между тем независимые эксперты считают, что никакого восстановительного роста в российской промышленности нет. В экономике продолжается стагнация. А иллюзию оживления создали сильные морозы, из-за которых в стране вынужденно увеличена выработка электроэнергии. И только.
Стало быть, Росстат сообщил, что в январе численность принятых работников впервые за период проведения обследования с декабря 2008 года превысила численность выбывших на 13 тыс. человек. В январе на работу было принято 372,5 тыс. человек, а выбыло по различным причинам 359,5 тыс. Под обследование Росстата попадают в основном крупные и средние предприятия, где занято более 16 млн. человек, или 46% от общего числа работников без учета субъектов малого предпринимательства.
Однако другое ведомство – Минздравсоцразвития, которое также следит за рынком труда, никаких признаков стабилизации занятости не обнаружило. Как сообщили в ведомстве Татьяны Голиковой, за последнюю неделю численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в 75 регионах на 1,4% и превысила 2 млн. 260 тыс. человек. В Минздравсоцразвития отмечают, что с начала 2010 года еженедельный прирост численности зарегистрированных безработных в среднем составил 1,25%, тогда как год назад – около 4%.
В то же время январь продемонстрировал небывалый рост так называемой общей безработицы, которая фиксируется опросами по методике Международной организации труда. Общая численность безработных в России в январе 2010 года увеличилась к декабрю на 668 тыс. человек и составила почти 7 млн., или около 9,2% экономически активного населения. Тем самым данный показатель почти приблизился к пиковому значению февраля 2009 года, когда было зафиксировано более 7 млн. безработных.
Независимые аналитики пока не видят признаков стабилизации безработицы в России, резонно считая, что более основательные выводы можно будет сделать после того, как появится статистика февраля–марта: «В декабре было очень большое сокращение занятости, а в январе – скачок безработицы. Только по январю выводы делать рано. Не исключено, что в стране действительно притормаживается спад занятости. Но возможны и случайные флуктуации».
Кроме того, есть так называемая скрытая безработица. И наиболее вероятно, что превышение нанятых работников над уволенными было достигнуто за счет сокращения скрытой части безработных.
Кроме того, некоторые аналитики напоминают, что разница между числом уволенных и нанятых сама по себе ни о чем не говорит. Нужны данные об изменениях в структуре занятости, об уровне зарплат уволенных и нанятых работников. «Пример из жизни»: в ответ на хроническое затоваривание складов предприятие может уволить 50 рабочих с конвейера и нанять дополнительно 70 агентов по сбыту, которые работают от процента с продаж и обходятся дешевле, чем рабочие. Внешне это выглядит как рост, а на самом деле может стать прелюдией к ликвидации.
Как показывает практика, из миллиона уволенных в кризис россиян новую работу нашел только каждый четвертый. Об этом свидетельствуют последние данные ведомства Татьяны Голиковой. «С начала октября 2008 года общая численность уволенных работников достигла 976 521 человека, из них было трудоустроено 276 308 человек, в том числе 158 857 человек – в прежних организациях», – таковы данные Минздравсоцразвития ссылается Интерфакс.
Не менее противоречивой оказалась ситуация с промышленностью и инвестициями.
Инвестиции в основной капитал упали в январе на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, хотя аналитики ожидали роста данного показателя. Но, несмотря на это, согласно Росстату, рост промышленности составил в январе 7,8% к январю 2009 года.
Однако большинство экспертов уверены, что устойчивого роста в российской экономике нет и она еще не выбралась из фазы стагнации.
Так, эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объясняют иллюзию оживления экономики увеличением производства энергии из-за более холодной зимы. Они настаивают, что признаков возобновления восстановительного роста в промышленности в начале года не наблюдалось. «За последние два месяца темп прироста колебался на уровне 0,1–0,2% в месяц. В обрабатывающих производствах возобладала тенденция спада объемов производства: среднемесячный темп сокращения выпуска составил 1,2%».
Наиболее существенной негативной тенденцией стало снижение производства стройматериалов, машин, оборудования, транспортных средств. Причем, обращают внимание эксперты, следует учитывать, что в декабре–январе существенный вклад в поддержание общепромышленного выпуска внесло наращивание производства электроэнергии и тепла – как результат необычно холодной погоды.
Я бы назвал сегодняшнюю ситуацию с российской экономикой стагнацией. По данным Росстата, ВВП в IV квартале показал рост, но промышленность стагнировала, строительство не росло. В целом сейчас продолжается стагнация. В декабре 2009 года был рост инвестиций со снятой сезонностью к ноябрю на 2%, и это впервые за полгода. А в январе, по нашим оценкам, падение к декабрю составило те же 2%. Так что стагнация продолжается в течение двух последних месяцев.
Между тем, по данным Минпроторга, индекс промпроизводства в январе 2010 года составил 107,6% к январю 2009 года и 73,1% к декабрю 2009 года.
Промышленность второй месяц подряд демонстрирует динамику продаж и выпуска, аналогичную предкризисной, самый интенсивный рост отмечен в феврале в пищевой – плюс 37 балансовых пунктов и легкой – плюс 22 пункта отраслях. В марте–апреле планируется рост производства во всех отраслях, но самый интенсивный возможен в машиностроении и черной металлургии.
Мы не разделяем этот оптимизм. Судя по объективным данным, в четвертом квартале 2009 года экономика РФ росла примерно на 1,5% в месяц или даже меньше. В январе, по данным Минэкономразвития, рост ВВП замедлился до 0,3%. Наблюдается явная динамика к замедлению, и, с чего февраль может стать лучше, непонятно. При этом особых надежд на первый квартал и его показатели мы также не возлагаем. Будет стагнация – то есть ни падения, ни роста.
А тем временем Центр стратегических исследований Банка Москвы (ЦСИ) опубликовал аналитическую записку: «Экономический рост — возможны варианты». Главный вывод, который делают авторы,— «даже трехпроцентный рост российской экономики в текущем году создаст высокую базу для стагнации в 2011 году». Экономисты отмечают, что внешний спрос не станет локомотивом роста в 2010 году — спрос на российский экспорт сырья восстановился уже в середине 2009 года и может служить лишь фактором поддержания текущих объемов выпуска. Оснований ожидать роста кредитования реального сектора экономисты ЦСИ не видят.
Инвестиционный рост экономики в 2010 году не предполагается как ни в одном из сценариев Минэкономики, так и независимыми прогнозистами. Согласно прогнозу МЭР, госкапвложения снизятся с 3,5% до 3,3% ВВП. Радикальное замедление как темпов роста валовой прибыли, так и кредитования предприятий в 2010 году предопределяет то обстоятельство, что номинальный объем финансирования инвестиций, по оптимистичной оценке, увеличится не более чем на 1-2%.
В ЦСИ ожидают реального прироста импорта на уровне 15-16% (Минэкономики, в зависимости от сценария роста ВВП, ожидает роста импорта в 9-19%), что приведет к уменьшению вклада чистого экспорта в рост экономики.
При этом, как отмечают авторы исследования: «Российская обрабатывающая промышленность устойчиво находится практически на том же уровне, с которого в 2006 года начала ускорявшийся рост». Выпуск обрабатывающих производств в январе 2010 года по-прежнему находился на уровне июня—декабря 2009 года, превышая показатели 2005 года на 3%: промышленность так и не смогла выйти из стагнации, коррекция, начавшаяся в июне 2009 года, вывела промышленный выпуск на стабильный уровень (+4,0% к 2005 году), от которого промышленность не смогла оттолкнуться).
По оценкам ЦСИ, посткризисная структура обрабатывающего промпроизводства целиком зависит от внешнего спроса: отрасли, нацеленные на потребительский и промежуточный спрос, как и добыча, восстановились до уровней 2006-2007 года. Единственным возможным локомотивом роста обработки в ЦСИ видят в отраслях, нацеленных на инвестспрос, которые оказались «отброшенными в 2004 год» при 40% потенциального роста загрузки мощностей. Единственным источником спроса на продукцию этих компаний, считают авторы исследования, может быть лишь внутренний спрос.
Отсюда вывод: экономический рост в 2010 году может стать базой будущей рецессии. Иначе говоря, кризисный сюжет в России вполне способен избрать вариант «W».
684