Недавний иранский анонс о дообогащении урана до 20% вызвал адекватную реакцию Запада и МАГАТЭ.
В частности, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано сомневается насчет мирных целей иранской ядерной программы. Как заявил 01-го Ю. Амано, он не может подтвердить, что все ядерные разработки Исламской Республики носят исключительно мирный характер, передает Associated Press.
Тегеран отказывается поддерживать должный уровень сотрудничества с МАГАТЭ, при котором агентство могло бы дать окончательную оценку активности Ирана в атомной сфере, пояснил Ю. Амано, выступая на открытии сессии совета управляющих МАГАТЭ в Вене.
Исламская Республика проигнорировала несколько санкционных резолюций Совета Безопасности ООН с требованием прекратить деятельность по обогащению урана. В Тегеране утверждают, что страна имеет неотъемлемое право на разработки в области «мирного атома».
Западные страны опасаются, что иранская ядерная программа может скрывать военную компоненту. Подозрения мирового сообщества основаны на том, что Иран фактически работает над созданием полного ядерного топливного цикла, хотя у страны пока нет ни одной функционирующей гражданской АЭС.
Высокообогащенный уран, производство которого способна наладить Исламская Республика, может использоваться как в гражданских реакторах, так и при создании ядерного оружия.
Меж тем, как стало известно в выходные, Иран продолжит свою мирную ядерную деятельность несмотря ни на что, заявил на встрече с сотрудниками МИД ИРИ иранский руководитель и духовный лидер аятолла Али Хаменеи.
«Исламская Республика вопреки тому давлению, которое на нее оказывают, достигла заметных успехов в ядерных исследованиях. Эти исследования будут продолжены, невзирая на ту лживую шумиху, которую подняли вокруг них некоторые страны, в частности США, Великобритания и сионистский режим. Они будут продолжаться столько, сколько потребуется для достижения Ираном полной технологической и научной самодостаточности в этой сфере», — подчеркнул Хаменеи.
Иранский лидер подверг критике Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое в ноябре прошлого года выступило с резолюцией, осуждающей Иран за сооружение нового ядерного объекта близ города Кум, а также недавно выразило сомнения в мирной направленности иранской ядерной программы. Хаменеи выразил сомнение в независимости МАГАТЭ, считая, что оно подчиняется влиянию США и некоторых других государств.
Бывший глава Корпуса стражей исламской революции Хоссейн Салами считает, что Иран, чтобы сделать Запад более сговорчивым в вопросах иранской ядерной программы, должен оказать давление на Европу тем, что перестанет продавать ей энергоносители. «Иран контролирует 50% запасов мировых энергоресурсов и, если такое решение будет принято, то Европе придется провести зиму в холоде», — заявил он на встрече с ветеранами ирано-иракской войны, передает Reuters. «Наши ракеты теперь способны поразить любое место, где собираются наши враги, и страна делает успехи во всех отраслях», — считает он.
Иран на самом деле является одним из крупнейших экспортеров нефти, но решится ли он действительно «заморозить» Европу – большой вопрос: европейцы смогут закупать нефть у других государств, а Иран лишится главного источника доходов. Кроме того, у Ирана недостаточно мощностей для переработки нефти, и 40% бензина исламская республика получает с зарубежных нефтеперерабатывающих заводов. Если Иран перестанет продавать европейцам нефть, то сам останется без топлива.
А тем временем американский производитель транспортной техники и строительного оборудования Caterpillar стал последней компанией, которая объявила о разрыве торговых связей с Ираном.
Компания заявила, что будет также препятствовать своим неамериканским дочерним предприятиям принимать заказы на продукцию, которая может быть поставлена в Иран. Эксперты оценивают это как значительную победу Объединения против ядерного Ирана (UANI), которое второй раз за месяц добилось от крупной компании отказа от сотрудничества с Тегераном. Ранее на такой шаг пошел производитель химических веществ Huntsman в связи с «репутационными рисками».
Запад усиливает давление на ООН перед новым раундом переговоров о глобальных санкциях против Тегерана за его стремление развивать ядерную программу. UANI и другие лоббисты нацелились на 200 местных и иностранных компаний, чьи деловые отношения с Ираном в настоящее время являются законными и соответствуют американскому и международному праву. Однако в их адрес раздаются угрозы и требования прекратить деловые отношения с этой страной.
Многие эксперты говорят, что подобная практика жесткого давления играет роль прикрытия для внешнеполитических ястребов США, стремящихся к реализации стратегии противостояния. UANI уже добилась «добровольного» отказа от бизнеса в Иране от General Electric. Похожие бумаги подписали немецкая Siemens и итальянская ENI, страховщики Munich Re и Allianz, нефтегазовые гиганты Shell, Total и Petrobras.
Меж тем ядерный бункер времен холодной войны, построенный в Великобритании, был выставлен на продажу на интернет-аукционе eBay, сообщает The Sydney Morning Gerald.
Начальная цена убежища составляет $29 тысяч.
Как пишет газета, сам продавец охарактеризовал необычный товар, как «уникальную возможность приобрести кусочек истории».
Бункер был построен еще в 1959 году ведомством национальной обороны Великобритании.
Натурально, в своем «фирменном» стиле отреагировала на персидскую дерзость и России, проявив недюжинные филологические изыски.
Санкции против Ирана – одна из причин существующих разногласий между Россией и Западом. В Вашингтоне и Лондоне уверены в том, что с Ираном необходимо разговаривать жестко, дабы пресечь любые попытки создания ядерного оружия в этой стране. В Москве же уверены, что с Тегераном надо договариваться, не применяя крайние меры.
Россия готова рассматривать вопрос о санкциях против Ирана. Но речь может идти лишь о «выверенных и умных» санкциях. С таким заявлением на пресс-конференции после встречи в Париже с Николя Саркози выступил российские президент Дмитрий Медведев
По его словам, Россия поддержит санкции, если они действительно помогут урегулировать иранскую ядерную программу. Но применять их, по мнению Д.Медведева, можно в том случае, когда диалог будет невозможен.
«Санкции должны знаменовать самую крайнюю форму», — заявил глава российского государства.
При этом российский президент подчеркнул, что любые меры против Ирана «не должны быть направлены против гражданского населения».
Д.Медведев с сожалением констатировал, что в разрешении ситуации вокруг иранской ядерной программы за последнее время продвинуться вперед не удалось. «Наоборот, ситуация деградирует», — признал Д.Медведев. Он, однако, заявил: «Мы оптимисты и мы не теряем в этом смысле ощущение того, что мы можем добиться успеха».
Полагаю, ситуация поразительно напоминает некогда описанный земляком Дмитрия Анатольича сюжет, в котором повар увещевает словесно вороватого кота. Натурально, усатый воришка слушая вполуха поварскую мораль, продолжает харчить украденную со стола котлету.
1236