Европейцы активно выводят ресурсы из оффшоров

 

Наибольший урон понесли Лихтенштейн и Сан-Марино, тяжелая ситуация сложилась в Швейцарии и на Нормандских островах. Всего эти и другие «налоговые гавани» лишились 25% из $2,1 трлн., которые хранятся в европейских оффшорных зонах. Кроме того, в период кризиса ряд состоятельных европейских и американских клиентов вынуждены возвращать свои деньги, чтобы помочь принадлежащим им компаниям, испытывающим финансовые затруднения.

 

Больше всего капиталов (почти треть) было выведено с начала 2008 г. из

Лихтенштейна. В этой юрисдикции скрывают свои средства от налоговых органов в основном богатые граждане Германии и Австрии. В 2008 г. данные о счетах неплательщиков в банке Лихтенштейна LGT попали к немецким следственным органам.

Опасаясь судебных разбирательств, многие неплательщики вернули в немецкую казну более EUR100 млн. После этого Берлин и ЕС усилили давление на Лихтенштейн, призывая руководство страны активнее сотрудничать в вопросах обмена информацией об уклонении от уплаты налогов. Соответствующее соглашение Германия и Лихтенштейн подписали летом 2009 г.

 

Масштабная налоговая амнистия проходит в Италии. С момента объявления амнистии итальянцы сообщили о наличии незадекларированных средств в объеме около EUR85 млрд. Объем задекларированных в ходе нынешней налоговой амнистии средств побил прежний рекорд в EUR78 млрд., установленный в ходе амнистии 2002-2003 гг. Впрочем, это лишь малая доля всех средств, хранящихся на заграничных счетах итальянских граждан. По оценкам итальянского ЦБ, граждане страны хранят не менее EUR500 млрд. незадекларированных средств за пределами Италии.

 

Успех итальянской налоговой амнистии во многом объясняется размером штрафных санкций: штраф, налагаемый на налоговых уклонистов, до недавнего времени не превышал 5%, что существенно меньше, чем в среднем по Европе. Изначально предполагалось, что сроком окончания амнистии станет 15 декабря 2009 г., однако затем ее действие было продлено до апреля 2010 г. в связи с неожиданно большим числом пожелавших воспользоваться предложенными правительством условиями. Вместе с продлением срока действия амнистии был повышен и штраф. Итальянцы, пожелавшие вернуть свои средства на родину до 28 февраля, заплатят 6% от возвращенной суммы, затем ставка налога вырастет до 7%.

 

Налоговая амнистия в Италии спровоцировала резкий отток средств из Сан-Марино и Швейцарии. Республика Сан-Марино потеряла 30% средств, размещенных на ее банковских счетах, которые утекли в основном из Италии. Банки Швейцарии отчитались о значительном оттоке средств из-за проведения налоговой амнистии в Италии. Так, банк Credit Suisse только в четвертом квартале минувшего года потерял около 15 млрд. швейцарских франков ($14 млрд.). Отток средств со счетов UBS в 2009 г. в целом составил 8,5 млрд. швейцарских франков. Одной из зон, наиболее пострадавших от этих действий, стал швейцарский город Лугано — традиционное убежище для уклоняющихся от уплаты налогов итальянцев. Bank Sarasin, один из крупнейших банков Швейцарии в сегменте private banking, уже закрыл там свое отделение.

 

Власти государств Европейского союза и США в последние годы усилили борьбу с уклонением от уплаты налогов, оказывая политическое и экономическое давление на налоговые оазисы. В результате многие из них были вынуждены подписать соглашения о сотрудничестве по предотвращению ухода от налогов. Сан-Марино, Андорра и Гибралтар в 2009 г. даже были переведены из черного в белый список оффшорных зон, не желающих обмениваться налоговой информацией со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Швейцария и Лихтенштейн в 2009 г. также уступили международному давлению и ослабили свои законы о банковской тайне.

 

Эксперт по налоговым оазисам немецкого профсоюза Ver.di Райнхард Кильмер считает, что в ближайшем будущем отток капиталов из оффшоров будет значительным, поскольку сохранность банковской тайны в ряде стран была нарушена. Однако, по словам господина Кильмера, окончательно повернуть потоки средств вспять — из налогового рая в другие страны Европы — будет весьма затруднительно. Многие государства извлекают выгоду от деятельности оффшоров, да и сами налоговые оазисы из последних сил защищают свою мягкую налоговую политику. По мнению господина Кильмера, бороться с неплательщиками можно было бы путем ввода единого налогообложения в Европе, но пока что это нереально, поскольку Австрия, Лихтенштейн и Люксембург блокируют эту инициативу Германии и некоторых других членов Европейского союза. Эксперты считают, что оффшоры будут стараться компенсировать выпадающие доходы за счет притока денег с развивающихся рынков Азии и Ближнего Востока.

 

349