Мировые кризисы будут частыми, но короткими

Из-за экономических неурядиц Греции евро на этой неделе подешевел до минимального за последние 4 года уровня. Лихорадит также Испанию, Португалию, Италию и Ирландию. Инвесторы опасаются, что Старый Свет вскоре еще больше утонет в проблемах. Ведь Евросоюз обязал проблемные страны уменьшить бюджетные расходы, а это приведет к падению спроса и соответственно – производства. А значит, снизится ВВП и повысится безработица. В связи с этим экономисты ожидают новой волны кризиса. Или уже отдельного кризиса – государственных финансов.

 

Новая волна или новый кризис?

 

«Греция – маленькая страна, её ВВП всего 1% в Евросоюзе, но сам масштаб, может частично распиаренный, частично поддержанный нестабильностью финансовых рынков, нервозностью инвесторов – он очень сильно распространяется, поэтому я думаю это только начало», – утверждает Вадим Мосийчук, генеральный директор компании по управлению активами. Кроме того, макроэкономические показатели в мире пока неважные. Уровень безработицы высок, а банки продолжают время от времени банкротиться. «Очень большая доля проблемных кредитов продолжает висеть на балансах банков, — говорит Сергей Сулимов, председатель наблюдательного совета коммерческого банка. — Как часть, которая раскрыта и показана в резервах, так и часть, которая не раскрыта. В частности, по моей информации в германских банках огромные проблемы существуют с невозвратами – они просто этого не показывают».

 

Что будет дальше: очередная волна старого или уже новый кризис – государственных финансов – мнения у аналитиков разные. Ученые согласны в одном: проблемы будут возникать все чаще. О том, как уменьшались интервалы между экономическими потрясениями, свидетельствует статистика: с 1800-го до 1945-го в мире было 127 кризисов – в странах, которые не могли выплатить долги и объявляли дефолт. А вот на протяжении 60 лет послевоенного периода их количество возросло до 169.

 

«Более сложные системы, как правило, по определению более уязвимы к различного рода шокам, причем эти шоки очень трудно предусмотреть в момент этого самого развития, только постфактум, когда они уже оказались, можем говорить о какой-то динамике», – поясняет Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций.

 

Бизнесмены требуют менять учебники

 

Продолжительность каждого экономического спада также сокращается. До Второй мировой кризис продолжался в среднем 6 лет, сейчас – короче вдвое. Когда ждать следующего потрясения – экономисты прогнозировать не решаются. Мол, неизвестно, сдержит ли падение Евросоюз. Некоторые же советуют ждать неурядиц каждые 2 года. Ведь в мире к тому же растет дефицит чистой воды и продуктов.

 

«С нашей точки зрения ключевой точкой является 2012-2013 год, следующий — 2015-2017 гг», – утверждает Вадим Мосийчук, генеральный директор компании по управлению активами. Игорь Бураковский добавляет: «Сегодня – это уже реалии нашей жизни, поэтому мы должны рассматривать эти кризисы не только как кризисы и как риски, а в том числе как элемент развития, к которому мы должны приспособиться и возможности которого надо использовать».

 

Между тем известные бизнесмены мира все чаще требуют от ученых изменить экономическую теорию. Об этом недавно заявил и Джордж Сорос. Практики требуют от теоретиков сосредотачиваться не только на математических моделях, но и включать в экономическую науку элементы истории, естественных дисциплин, а также психологии.

 

Айна Бадалова

467